Эксперты рассчитали — Россия может принимать до 40 млн туристов в год. Но даже при самом лучшем раскладе Красноярский край вместе с соседними регионами не может претендовать на более чем 5—9% от этого объема.
Против нас играют неразвитость инфраструктуры и удаленность территории. Впрочем, плюсы тоже есть. На руку краю играют Столбы, Ергаки, Енисей. «ВК» разбирается, что перевесит.
Деловые
Несмотря на общеизвестные красоты природы, большая часть туристов едет в Красноярский край вовсе не за этим. По словам заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики региона Евгения Пьянкова, более половины всех въезжающих на территорию края туристов преследуют деловые цели. То есть по сути они и не туристы вовсе, в привычном понимании этого слова.
Отметим, что ежегодно нас посещает около 560 тысяч человек из других стран и регионов. Среди них около 42 тысяч иностранцев. Для сравнения: каждый год из региона выезжает примерно 17 тысяч человек.
Более 330 тысяч человек приезжает вовсе не для того, чтобы любоваться Столбами, а исключительно ради работы. С одной стороны, это свидетельствует о недоиспользованности рекреационной составляющей, которой так богат край. С другой — такое соотношение более выгодно, ведь «деловой» турист тратит почти в полтора раза больше денег, чем турист «обыкновенный».
— По данным 2007 года, бизнес-турист расходует на поездку, комфортабельное размещение, питание и другие нужды около 1,5 тысячи рублей в день, в то время как обычный отдыхающий — всего лишь 500 рублей, — говорит Пьянков.
Впрочем, количество таких путешественников также могло быть больше. По словам заместителя директора туристической компании «Ида-тур» Александры Плотниковой, въездному туризму мешает неразвитость гостиничной инфраструктуры. Хотя то же самое можно сказать и о дорожной составляющей.
Отельный вопрос
Действительно, в регионе всего лишь два трехзвездочных отеля.
В Красноярске на одну тысячу населения приходится всего два гостиничных койкоместа. В целом по краю и того меньше — 1,7 на тысячу. Отметим, что по ГОСТу этот показатель должен быть на уровне 3,5–3,7 кровати с тумбочкой на тысячу человек.
— По уровню обеспеченности номерным фондом Красноярск невозможно сравнивать с такими городами, как, например, Прага, Берлин, Будапешт, где на тысячу жителей приходится 10–12 гостиничных мест. В Петербурге этот показатель равняется 6. Очевидно, что в нашем крае данный сегмент использован не в полной мере.
Наличие 4–5-звездных отелей в Красноярске позволило бы как минимум удвоить экономический эффект от делового туризма. И речь не только о доходах, поступающих в краевую казну от деятельности гостиниц, но и о доходах сопутствующих отраслей. Ведь туристическая деятельность оказывает мультипликативный эффект на сопутствующие сферы (рестораны, транспорт, торговлю). Совокупный вклад от туризма в ВВП страны, как правило, в 3–4 раза превышает прямой доход, — уточняет Пьянков.
Туристические деревни
Туристам могут быть интересны не только большие города
Впрочем, всего одной-двумя гостиницами вывести эту сферу на новый уровень не удастся. Дело в том, что туристам могут быть интересны не только большие города, но и удаленные маленькие деревни.
И для полноценного функционирования отрасли необходимо, чтобы в каждой был хотя бы один приличный отель. Пьянков говорит о постепенном появлении в городах края мини-туристических центров.
— Бизнес все больше обращает внимание на отрасль туризма. Малый и средний бизнес вносит все больший вклад в создание объектов инфраструктуры. Причем акцент делается на строительстве всесезонных туристических комплексов. Это существенно повышает окупаемость таких проектов в круглогодичном периоде, — поясняет Пьянков.
С большим скептицизмом к этому относится Плотникова. По её словам, Красноярский край никогда не станет туристическим центром, даже несмотря на появление новых гостиниц.
— Строить гостиницу приемлемого уровня, пускай и небольшую, в каждом городе невыгодно. Строительство летних баз отдыха, расположенных на основных туристических маршрутах, я в расчёт не беру. Это все-таки не такое уж и серьезное сооружение.
Кроме того, не думаю, что создание мини-отелей будет носить массовый характер. Гостиница на дому (имеется в виду отель домашнего типа в частном доме, а не квартире) как явление действительно развивается на западе страны, но у нас, думаю, это не приживется. Рассчитывать, что русско-сибирская экзотика в виде пельменей и бани привлечет туристов, не стоит. Подобного «эксклюзива» хватает и на западе страны. Впрочем, ничего страшного в этом не вижу.
Деловых туристов отсутствие инфраструктуры уж точно не отпугнет, а отпускникам в глухомани попросту нечего делать. Впрочем, этнические центры с некоей изюминкой вполне имеют право на существование. Просто не уверена, что их может быть много, — поясняет Плотникова.
С другой стороны, она считает, что потенциально внутренний туризм более привлекателен для туроператоров.
Конечно, для начала бизнеса здесь могут понадобиться куда большие средства, чем для туроператора, занимающегося зарубежными поездками. На постройку объекта хотя бы. Но ведь и маржа в последующем может быть тоже больше.
— По прошествии некоторого времени владельцу, по сути, остается лишь поддерживать все в должном состоянии и получать прибыль, в то время как зарубежному туроператору приходится постоянно крутиться, рассчитываясь со всевозможными партнерами, — говорит Плотникова.
Свои ориентиры
Южное приоритетное направление
Тем не менее кризис благотворно повлиял на внутренний туризм. Люди начали отказываться от зарубежных поездок и отдавать предпочтение локальному уровню. Это вполне объяснимо, ведь около 70% стоимости поездки в другую страну составляют расходы на дорогу. Лишь 30% путешественник тратит собственно на отдых. Потому-то местные маршруты и приобретают все большую популярность.
По словам Пьянкова, сейчас в крае два направления, которые могут являться приоритетными для развития туризма. Во-первых, юг, во-вторых, север. На юге — Саяно-Шушенский биосферный заповедник и другие рекреационные ресурсы. Это центр притяжения как для экстремалов, так и для спокойных путешественников. Горнолыжные трассы, пешие прогулки, горный туризм.
Такой отдых не для всех
Север в большей степени ориентирован на рыбалку и охоту. Однако рассчитывать на массовость в северном направлении всё-таки не стоит. Эксперты считают, что эти маршруты всегда будут привлекать куда меньше туристов, нежели южные озера и горы. Среди основных причин не только холод и специфика, но и географическая удаленность, которая существенно увеличивает стоимость туров.
Притяжение путешественников
Впрочем, с центрами притяжения у нас проблем никогда не было. Другой вопрос — откуда мы будем притягивать путешественников.
По словам Пьянкова, около 80% иностранных туристов ездит на запад — в основном в Петербург, Москву и по Золотому кольцу. Примерно 4% приходится на Камчатку и 7% — на Иркутскую область. Остальное — потенциально наше. Правда, поделенное с соседними регионами Сибирского федерального округа. Пьянков уверяет, что перетягивать одеяло из Европы край не намерен.
— Это не наша целевая аудитория. Даже при наличии мощной рекламной кампании мы не сможем привлекать туристов с Запада в таких объемах, как Москва и Питер. Наши интересы направлены, скорее всего, на азиатские страны и соседей по СФО, — объясняет Пьянков.
Красноярский край громко заявил о развитии туризма в Ергаках
Отметим, что в настоящее время министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края активно продвигает туристско-рекреационные ресурсы края в рамках выставочной деятельности.
Александра Плотникова считает, что для привлечения туристов этого недостаточно.
— Рассчитывать на рекламу на государственном уровне бессмысленно, — говорит Плотникова. — Туризм не является основным видом получения доходов для бюджета региона и никогда не станет. А ведь чем большую отдачу вы хотите получить, тем больше средств должны вложить. Потому надеяться на серьезные денежные вливания из казны не стоит.
Я нисколько не умаляю важности государственной политики в этом направлении, но гораздо выгоднее было бы создавать условия для развития бизнеса. А уж малые и средние компании нашлись бы, как разрекламировать наш край за его пределами. Важно, чтобы были созданы условия для работы.
Марк Захаров
Газета «Вечерний Красноярск»