статья

Красноярская власть прокатила транспортную реформу

Разговоры о реформе транспортной системы Красноярска сами собой сошли на нет. Начатая пару лет назад работа в департаменте транспорта вылилась в пару мелких изменений, предложения красноярских депутатов повисли в воздухе, а поручение губернатора о новой транспортной схеме, похоже, выполнять никто не кинулся. До сих пор не решены вопросы с тарифами, сокращением дублирующих маршрутов, выделенными полосами.

Ситуация зависла в мертвой точке – но, по мнению красноярских перевозчиков, пауза не сможет длиться долго, и последствия молчания скоро почувствуют все, кто пользуется общественным транспортом: так, уже с начала лета может прекратиться действие транспортных карт. ДЕЛА.ru попытались разобраться в вопросе.

Автобус
Реформа транспортной схемы, начавшись в 2014 г., не кончилась ничем

Напомним, что тариф на проезд в красноярском транспорте был изменен с начала 2014 г. Повышение тогда происходило с оговоркой: чиновники займутся оптимизацией маршрутной сети города. Необходимость ее на тот момент давно назрела в связи с тем, что в Красноярске сложилось большое количество дублирующих маршрутов. (Одной из причин этого в свое время было повсеместное использование пазиков, имеющих малую вместимость. Но с переходом большинства перевозчиков на большие автобусы необходимость в таком количестве маршрутов и маршруток отпала.)

Сразу после изменения цены проезда до 19 руб. при департаменте транспорта мэрии была создана комиссия, куда вошли чиновники, депутаты, представители перевозчиков. Были проведены исследования транспортных потоков, внесены предложения о сокращении одних маршрутов и изменении других.

Получившийся план представили мэру, по проекту прошли общественные слушания, были учтены замечания – однако глобальной оптимизации не случилось, а депутаты, обсуждая проект, на волне популизма зарубили изменения на корню.

Кризис, наступивший в конце прошлого года, усугубил проблему.

Вдруг выяснилось, что в автобусах российского и белорусского производства полно импортных комплектующих. Они подорожали вдвое. И если новый ПАЗ в 2014 г. стоил 2,2 млн рублей, то сегодня его цена – на уровне 3,6 млн. Автобус МАЗ стал стоить порядка 7 млн рублей. В этой ситуации обновлять автопарк перевозчики не в состоянии, и в 2015 г. новых автобусов Красноярску ждать не стоит.

Маршрутки
Красноярский автопарк в этом году обновлять сложно

В итоге перевозчики в декабре обратились в правительство с просьбой о повышении тарифов – однако губернатор Виктор Толоконский в телеэфире заявил, что не видит оснований для увеличения цены проезда.

Каким может быть выход из ситуации? Проблему, по мнению перевозчиков, можно решать несколькими способами.

Помимо повышения тарифов это может быть создание выделенных полос, которое позволит сократить интервал движения автобусов, а значит, и сам автопарк, и издержки на его содержание и обслуживание. Не секрет, что сегодня красноярские автобусы ездят почти как в Европе – полупустыми.

Второй вариант – та самая оптимизация системы, с сокращением дублеров и длинных перевозок. Если, к примеру, автобусы на двух дублирующих маршрутах движутся с интервалом в 10 минут, то ликвидация одного из маршрутов поможет перебросить часть транспорта на оставшийся и также уменьшить интервал, увеличить наполняемость автобусов, а в конечном итоге — сдержать рост тарифов. По оценкам экспертов, только около 2% красноярцев пользуются автобусом от конечной до конечной. И за них, получается, платят те, кто ездит на 4-5 остановок.

Такую меру, как сокращение длинных маршрутов, применили при организации перевозок в Перми, тоже городе-миллионнике, где удается сохранять один и тот же тариф в течение долгого времени. На один автобус там приходится вдвое больше пассажиров, чем в Красноярске.

Маршрутка
В разных городах по-разному решают проблемы с движением общественного транспорта: сокращают длинные маршруты, субсидируют некоторые из них, вводят проездные либо свои системы оплаты проезда

Третий вариант решения проблемы – выборочное субсидирование. Такая система существует в Омске, где тариф на проезд в автобусе составляет 18 рублей, а городской совет контролирует работу перевозчиков, решая, какому из маршрутов выдать компен­сацию. Если перевозчик работает плохо, он не получает субсидий из бюджета сверх 18 рублей, оплаченных пассажиром.

В Красноярске сейчас субсидируются только муниципальные перевозчики – в год на это уходит 600 млн рублей. Деньги компенсируют работу маршрутов, по которым ездит небольшое количество людей, например, из Песчанки или Овинного.

Однако при этом система не продумана до конца. Используются автобусы большого класса вместо маленьких, дотируются и длинные маршруты – такие как № 87 из Ветлужанки в Солнечный, в то время как в Солнечном работает несколько коммерческих маршрутов (и, кстати, покупая недвижимость в Солнечном за меньшую цену, чем в других районах города, люди отдавали себе отчет, что их затраты на дорогу будут выше).

Четвертый способ изменить ситуацию с пассажироперевозками в Красноярске – создать муниципальное предприятие, которое будет собирать деньги с пассажиров и перечислять их перевозчикам в зависимости от пробега автобусов. Исчезнут необходимость в кондукторах, гонки между автобусами, повысится качество услуг.

Есть и варианты вводить проездные без ограничения количества поездок. Такая система действует, к примеру, в Екатеринбурге, а вообще каждый город решает проблему своим способом.

И только в Красноярске дело пущено на самотек. На сегодня ни по одному предложению улучшения ситуации с городскими перевозками решения не принято.

Автобусы
Каждый день в красноярских автобусах, по оценкам перевозчиков, совершается 800 тысяч поездок

Несмотря на то, что Толоконский поручил мэрии разработать новую схему движения пассажирского транспорта в краевой столице до 1 июля, никакой работы по этой теме, по словам перевозчиков, до сих пор не ведется. Да и сам губернатор позже в прямом эфире ТВК отказался от своих намерений сокращать маршруты и автобусы.

Видимо, высшие чины края опасаются недовольства населения. Однако бездействие власти на всех уровнях, от краевой до городской, по мнению игроков рынка, грозит серьезными проблемами, которые затронут всех. Каждый день на автобусах передвигаются 40% населения города – с учетом того, что люди обычно едут туда и обратно, число поездок в Красноярске каждый рабочий день достигает 800 тысяч.

Пассажирский транспорт города работает с высокими нагрузками: пробег автобуса в месяц составляет в среднем 8–9 тыс. км.

Это соответственно порядка 100 тыс. км в год или целый 1 млн км за 10 лет – между тем большинство красноярских автобусов куплены в 2007-2008 гг. и уже приближаются к 10-летнему рубежу. Без обновления автопарка возникает серьезная угроза безопасности перевозок.

Кроме того, нынешнее отсутствие каких-либо действий вскоре может свести на нет все попытки улучшить транспортную ситуацию.

Так, часть перевозчиков уже подали заявления о расторжении договоров по транспортным картам.

В нынешней ситуации маршрутчики терпят убытки, перевозя пассажиров со скидкой за 18 руб. или за 16 руб. при пересадке на другой автобус в течение 2 часов. То есть перевозчики недополучают за каждую такую поездку по 1 руб. 50 коп. и 3 руб. 50 коп. соответственно, с учетом комиссии за обслуживание карт.

Маршрутка
Транспортная карта может  быть отменена

Суть требований перевозчиков сводится к предложению возмещать перевозки по транспортной карте до действующего тарифа, как, например, это происходит в Новосибирске. И если власть за месяц не найдет денег на такую компенсацию, то, скорее всего, с 1 июня транспортные карты в Красноярске, к которым привыкли многие, прекратят свое существование.

Игорь Ким
руководитель департамента транспорта – заместитель главы города

Игорь Ким

Да, действительно ряд перевозчиков заявляют о своем намерении отказаться перевозить горожан по транспортной карте.

Транспортную карту они намерены использовать как ресурс в своем стремлении сократить количество, протяженность маршрутов общественного транспорта и увеличить тариф на перевозки, пытаясь вместо конструктивного диалога встать на позицию шантажа.

Но основная часть перевозчиков проект поддерживает. Мы, в свою очередь, тем более от него отказываться не планируем. И будем продолжать работу по урегулированию ситуации.

Константин Кнапнугель
Заместитель председателя ассоциации перевозчиков Красноярска

Константин Кнапнугель

Перевозчики, которые написали заявления об отказе от перевозок по транспортной карте со скидками, не против самого проекта: он является интересным, правильным и перспек­тивным.

Но, к сожалению, в условиях бездействия краевых и городских властей в вопросах развития общественного транспорта отмена скидки, о которой просят перевозчики, становится вынужденной мерой.

Когда предприниматель думает о своих издержках, это нормально. Если скидку не отменить, то через некоторое время у транспортных компаний могут возникнуть финансовые проблемы, которые выльются в невыплату заработной платы, невозможность приобретения средств для обслуживания подвижного состава, что повлияет на безопасность движения.

Транспортники не отказываются возить по карте — они просто не могут предоставлять скидки. Перевозчики согласны работать с картами по тарифу в 19 рублей, ведь мы же рассчитываемся в магазинах банковскими картами без всяких скидок.

Власть, на мой взгляд, должна заниматься своим делом, выполняя обязанности регулятора в сфере общественного транспорта. Маршрутная сеть не может быть статичной, ей необходимо меняться под новые реалии и нужды жителей, и никто не заинтересован в том, чтобы автопредприятия умирали.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Красноярские студенты получают современное цифровое образование В Красноярске в СФУ состоялась презентация возможностей программ профессиональной переподготовки проекта «Цифровая кафедра», который был учрежден…

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).