статья

Владимир Потанин: «Даже в шторм мы постараемся удержаться на плаву»

Капитализация компании «Норильский никель» за прошедший год выросла в долларовом выражении на 15% – и это на фоне падения стоимости подавляющего большинства компаний России. О причинах роста «Норникеля» в тяжелые времена (как говорит Владимир Потанин, в условиях «встречного ветра») генеральный директор ГМК рассказал влиятельному журналу Forbes, которое в этом году поместило его во главе рейтинга самых состоятельных бизнесменов России.

Владимир Потанин возглавил компанию в декабре 2012 г. К тому времени выручка «Норильского никеля» упала с $14,1 до $12 млрд, на полтора миллиарда долларов сократилась чистая прибыль, на $0,5 млрд увеличился чистый долг.

Чтобы переломить ситуацию, в ГМК приступили к череде, скучных, на взгляд стороннего наблюдателя, действий и мероприятий: изменениям кадровой и сбытовой политики, маркетингу, повышению эффективности инвестиций. Однако результат превзошел ожидания.

С чего начиналось

Владимир Потанин
Владимир Потанин: новая стратегия – основное достижение "Норникеля"

Новому руководителю пришлось перетряхнуть менедж­мент. В «Норникеле» появились новые первые замести­тели гендиректора – Павел Федоров, ранее замминист­ра энергетики, и Сергей Дяченко, топ-менеджер De Beers. В мае 2013 г. был создан инвестиционный комитет, который стал «ситом» инвестпроектов по норме доходности на капитал – не ниже 20%.

Аналогичные комитеты были каскадированы затем до уровня директоров заводов и рудников.

К доходности капитала была привязана часть системы вознаграждения.

«Как только мы разделили ключевые показатели эффективности на личные и общекомандные, связанные с лимитом ответственности за капитал, все изменилось», – говорит Владимир Потанин.

Таким образом за два года в компании удалось вдвое сократить рабочий капитал, что положительно повлияло на рост денежного потока и убедило инвесторов в привлекательности «Норникеля»: его капитализация выросла.

Проекты первого класса

Помимо реализации новых управленческих решений, в компании изменили и общую стратегию. «Норильский никель» перестал добывать «все подряд», не экономя инвестиции. Новая стратегия предложила присмотреться к тому, что уже имеется, выбрать «первоклассные активы» и развивать только их.

Первоклассными активами ГМК были признаны те, которые прино­сят выручку более $1 млрд и имеют рентабельность по EBIDTA выше 40%, а также срок жизни более 20 лет.

Активы «первого класса» должны обеспечивать стабильный уровень возврата вложенных средств и располагаться в перспективных для «Норникеля» регионах.

По этим критериям вне конкуренции оказался Заполярный филиал на Таймыре и вокруг Норильска. Здесь находится месторождение «Норильск-1», названное так потому, что его в компании начали разрабатывать первым, и еще два месторождения, богатые медно-никелевыми рудами.

Сегодня руда перерабатывается на двух обогатительных фабриках и трех металлургичес­ких заводах. Здесь выпускают чистую медь, никель и кобальт, платиновые концентраты, серебро и еще целый ряд металлов и серу. При этом недра Таймыра, одного из главных мировых центров добычи и производства цветных металлов, изучены всего на 25%.

Поэтому «Норникель» запланировал двукратный рост инвестиций в геологоразведку.

Таймыр
"Норникель" намерен вдвое увеличить инвестиции в геологоразведку на Таймыре

Совсем недавно, в марте этого года, правительство выпустило распоряжение о предоставлении компании лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи на Масловском месторождении. Оно содержит металлы платиновой группы, никель, медь.

Второй по размеру актив, дающий более 20% возврата на вложенный капитал в год, – Кольская горно-металлургическая компания в Мурманской области.

Отказ от амбиций и приоритеты

Помимо прочего, в «Норильском никеле» отказались от глобальных амбиций на других континентах. Раньше компания активно скупала горнорудные компании в Ботсване, ЮАР и Австралии. Все они не соответствовали жестким критериям доходности.

В мае 2014 года «Норникель» закрыл сделку по продаже золоторудных и никелевых компаний в Австралии примерно за $37 млн., а в октябре договорился продать свои активы в ЮАР и Ботсване за $350 млн.

«Пока у нас не получается, но, думаю, что сумму, близкую к миллиарду, за непрофильные активы мы наскребем», – отмечает Потанин.

Изменения стратегии коснулись и сбытовой политики. Рынок усилия оценил, по-своему отвечая на вопрос, что выгоднее: продать готовый металл или полуфабрикат. Мировые производители цветных металлов сегодня не стремятся к вертикальной интеграции и, если выгодно, продают полупродукты, не тратясь на завершающие стадии производства.

Следование этому примеру даже при недостатке металлургических мощностей не будет сдерживать инвестиции «Норникеля» в разведку, добычу и первые переделы руды, а вложенные деньги быстрее принесут прибыль.

Что касается товарных приоритетов, то никель и медь остаются ведущими товарами компании.

Кроме того, «Норильский никель» занимает первое место в мире по производству палладия.

В ГМК впервые занялись маркетированием и расставили приоритеты.

«Есть стратегические товары, на которые мы влияем, – палладий и никель, и по ним мы ведем себя как стратеги, то есть продаем товар конечному покупателю и тем самым влияем на рынок, – объясняет Владимир Потанин. – А по остальному, например, по меди, мы просто отдаем товар брокеру, и финальная цена от нас не зависит».

Цифры 2014-го

Финансовые результаты работы по новой стратегии подтверждают правильность ее выбора.

«Я рад сообщить, что мы смогли завершить 2014 год с высокими показателями как с точки зрения рентабельности, так и по отдаче на вложенный капитал, – отмечает гендиректор ГМК в комментарии к отчету за 2014 год. – Для глобальных добывающих компаний высокая волатильность на сырьевых рынках была крайне негативным фактором. Но для нас год оказался благоприятным. Благодаря росту цен на никель и палладий, а также увеличению объема продаж металлов платиновой группы выручка компании возросла на 3% и достигла почти $12 млрд. Чистую прибыль удалось увеличить в три раза, показатель EBITDA – на более чем 30%, до $5,7 млрд, а маржу EBITDA – вывести на уровень мировых отраслевых лидеров – до 48%. Капитальные затраты сократились до $1,3 млрд».

Потанин отмечает, что компании удалось добиться стабильного прогресса в сокращении оборотного капитала.

«Мы перевыполнили свой план и снизили этот показатель на $2 млрд до уровня, чуть превышающего $1 млрд долларов, сократив чистый оборотный капитал с начала 2013 года почти в 4 раза. В результате свободный денежный поток за год вырос на 81% – до $4,7 млрд. По итогам года мы сохраняли один из самых низких уровней задолженности в отрасли.

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру на долговых рынках, в 2014 году компания заключила ряд двусторонних долгосрочных кредитных линий в основном с зарубеж­ными финансовыми институтами на общую сумму порядка $2 млрд, что позволило рефинансировать почти треть всего долгового портфеля», – комментирует гендиректор итоги года.

Под встречным ветром

Владимир Потанин доволен тем, что удалось сделать, и считает новую стратегию основным достижением «Норникеля» за этот период:

«За это время в мире много всего поменялось, а стратегия у нас одна, и под каждой ее строчкой можно подписаться».

Но кроме эффективности есть и другие важные результаты. В 2016 г. будет наконец закрыт Никелевый завод 1942 г. постройки, который находится в черте Норильска. Мотив у этих расходов только один – улучшить экологическую ситуацию в городе. Ускоренное закрытие завода обходится в несколько миллиардов рублей, а связанные инвестиции по переносу производств на другие площадки – в более чем 70 млрд рублей.

Норникель

С экологией связан и другой крупный проект – снижение выбросов в атмосферу диоксида серы. По контракту с «Норильским никелем» технологию концентрирования диоксида разрабатывают ученые американского исследовательского центра MATRIK, а технологию получения серы из высококонцентрированного диоксида серы – французской LGI.

Не каждая компания возьмется за экологические проекты в тяжелые времена. Правда, это сочетание Потанин старается не употреблять, заменяя словами «встречный ветер». По его мнению, тот встречный ветер, который дует сейчас, благодаря девальвации рубля пошел «Норникелю» только на пользу. Но что будет, когда ветер превратится в идеальный шторм, и удержится ли на плаву во время бури корабль «Норильского никеля»?

По словам Потанина, буря может грянуть при определенных условиях: нефть – ниже $50 за баррель, доллар – выше 100 рублей, процентная ставка – 15% и более, рост ВВП отрицательный, отсутствие экономических реформ.

«Но я в этом смысле идеалист, – говорит глава компании. – Будет шторм – будем как-то карабкаться, переживать, уклоняться от прямых ударов. Помните историю про двух лягушат в кувшине с молоком? Один утонул, а другой сбил молоко в сметану и вылез». 

© ДЕЛА.ru

 

новости

Красноярские студенты получают современное цифровое образование В Красноярске в СФУ состоялась презентация возможностей программ профессиональной переподготовки проекта «Цифровая кафедра», который был учрежден…

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).