мнения красноярцев
03 июня 2011 года
Как вы начинали свой бизнес?
Оконный бизнес мы начали в 2001 г. Идея возникла, так сказать, из необходимости: мы в то время поняли, что пластиковые окна выше по инвестиционной привлекательности, чем деревянные, это был более модный товар, и вообще было круто. Мы предложили строительной компании поставлять пластиковые окна по цене деревянных, и застройщик согласился. Так и начали.
Деньги у нас были привлечённые, мы на них купили оборудование. Пока его ждали, в строительной компании, с которой сотрудничали, произошли изменения — полностью поменялось руководство и наши договорённости утратили силу.
В итоге мы оказались на рынке, о котором ничего не знали, без денег и с оборудованием, которое где-то в дороге. У нас было два месяца, чтобы понять, что творится на рынке окон и принять решение. Через два года после этого мы уже были в пятёрке лидеров оконных компаний Красноярска.
Во время прошедшего кризиса мы жили совершенно спокойно, потому что к моменту этой истерики у нас не было долгов, дебиторки, были погашены все лизинговые платежи по оборудованию. То есть в кризис вошли не отягчёнными какими-либо обязательствами, и даже смогли купить один из трёх стекольных заводов Красноярска.
Виктор Шалыгин
Холдинг ONE-to-ONE group
Руководитель холдинга
В 1993 г. были две категории людей, которые начинали своё дело. Одни шли в бизнес с целью заработать, другие — по иным мотивам. Второе относится к медийщикам. Тогда просто не думали, что это вообще будет бизнесом!
По крайней мере, в 1994 г., когда мы создавали ТВК, понимания того, как это всё работает, и с чего платить людям зарплату, не было. Было осознание, что нужно что-то делать, так как в то время на ГТРК работать было просто невозможно, нужно было уходить из атмосферы прошлого. Поэтому всё тогда воспринималось как начало новой жизни.
То, что через годы медиа-проекты будут стоить миллионы долларов, думаю, понимали лишь отдельные люди. Понимание, что это на самом деле бизнес, пришло уже через несколько лет, в 1996-1997 г. У большинства, кто начинал свое дело в медиа Красноярска, на мой взгляд, такого чутья не было.
В то время проблем с получением частот не возникало. Не было конкурсов, и частоту на метровый, а уж тем более, дециметровый канал получить не составило труда. Можно сказать, мы не бизнесом начинали заниматься, а просто делали что-то новое, и никто не знал, куда это новое нас приведёт. Бизнес-моделей не было, были какие-то деньги, какие-то мутные схемы.
Если говорить о первой волне, то я вспоминаю об этом с ностальгией. Романтическое время, и вспоминается оно в светлых тонах. Хотя в стране тогда была каша, но вот парадокс: время было тяжёлое, а я этого не замечал, потому что занимался чем-то очень важным.
Вадим Востров
Телекомпания «ТВК»
Генеральный директор
В 2000 г. мы зарегистрировались и получили лицензию, а самостоятельно начали работать с 1998 г. Я начинала сотрудничать с институтом менеджмента «Линк» как преподаватель-консультант ещё в 1993 г., когда, можно сказать, и родилась идея о негосударственном образовательном учреждении. Тогда это была структура краевого центра развития образования. Наборы в первые группы проводились закрытые, в основном это для руководителей образовательных учреждений.
Относительно регистрации такого бизнеса проблем не было, потому что у меня большой опыт работы в образовании, и я знала какие документы нужно делать и как их делать. На нашем рынке спрос не очень большой, поэтому нам самим пришлось принимать участие в его формировании, рекламировать себя и свои услуги.
За все время работы взрывов и подъёмов спроса не случалось. Можно сказать, что стабильность — это признак профессионализма, тем не менее, стагнация может привести и к спаду, потому делаем всё возможное, чтобы этого не произошло. Стараемся обновлять программы, совершенствовать технологии.
Сейчас в основном все заказчики — это физические лица. В период с 1993 по 2003 гг. было много корпоративных клиентов, среди них крупные и градообразующие предприятия края. Но сегодня произошли изменения, и компании не очень охотно вкладывают в развитие своих сотрудников, в основном занимаясь повышением квалификации по специальности.
Татьяна Суетова
Бизнес-школа «Линк»
Директор
Начинали в 2005 г. Идея терминалов пришла, когда мы стали заниматься продажей карт оплаты. Мы как раз думали, что же ещё можно предложить людям, а параллельно развивалась возможность прямых платежей за услуги сотовых компаний. Как только это появилось, мы разработали систему для оплаты услуг связи без карт — путём внесения денег напрямую. И сразу же посетила мысль, что надо расширить спектр услуг, которые оплачивает население, сделать их доступными и простыми, чтобы не стоять в очередях.
Потом наладили собственное производство терминалов, и начали подключать к своей системе дилеров. Самая большая проблема для нас появилась, когда рынок платежей развился, и на него обратило внимание государство и решило его регулировать. Для того чтобы выполнить все требования, нам пришлось получать банковскую лицензию. Это сразу привело к увеличению себестоимости, удорожанию обслуживания.
О том, что начал такой бизнес, не жалею. Мы разработали продукт, который оказался востребованным. Всё делали сами, никаких готовых решений не покупали, потому что на тот момент этих решений практически не было. Грубо говоря, всё, что представляет собой «Платёжка», вплоть до винтика терминала и программного обеспечения, сделано своими руками. И в этом нахожу определённое удовлетворение.
Анатолий Аульченко
Группа компаний «Платежка»
Директор
Я заканчивал лётное училище, летал в Эвенкии. Потом ушёл работать во власть — на должность замначальника инспекции управления Госавианадзора.
И просто однажды понял, что нет смысла дальше сидеть, перекладывать бумажки — не моё это. Хотелось чего-то живого, чтобы видеть результат, потому и решил уйти в перевозки. С должности чиновника уволился, затем с друзьями взяли в аренду вертолёт и стали работать. Первыми клиентами были нефтяники, потом перешли на социальные перевозки, а затем уже вышли на госзаказы.
Начиналось всё с большим трудом. Мы попали в ситуацию конкуренции с Борисом Абрамовичем. У них были очень мощные рычаги для того, чтобы убирать конкурентов, но мы справились с этим.
Начинали летать по краю, а сейчас уже работаем в Тюмени, в регионах Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Сегодня парк составляет 33 воздушных судна. Когда кризис случился, появились сложности у нефтяников, потому объемы у нас сокращались, работы было мало. Приходилось уменьшать расходы, минимизировать издержки, вот так и выжили.
Сейчас уже всё в порядке, даже технику обновляем, закупаем импортную. Понятно, что привлекаем большие кредиты и лизинговые платежи, но без этого никак.
Александр Мамаев
ООО «АэроГео»
Генеральный директор