мнения красноярцев
30 апреля 2013 года
Как решить проблему плохих дорог в Красноярске?
По оценкам экспертов, средний показатель изношенности дорог в Красноярске — 81%. Привести в удовлетворительное состояние все дороги города долгое время не позволяли ограниченные объемы финансирования, достаточный объем работ провести было просто невозможно. С учетом износа дорог для решения этой задачи ежегодно необходимо тратить более 6 млрд рублей.
За последние 8 лет в общей сложности удалось отремонтировать около 150 км дорог (самый большой объем — около 50 км — в 2007 году). Это всего около 14% от общего объема сети (в городе 1053,8 км дорог). Для обеспечения безопасности дорожного движения ежегодно нужно ремонтировать более 119 км.
Красноярск может осваивать по ремонту больше 3 млрд ежегодно. Но пока нам приходится работать совсем в других условиях. На мой взгляд, все же в серьезной доработке нуждается 94-й федеральный закон, который, к сожалению, по-прежнему позволяет приходить на работу в городе сомнительным компаниям, неквалифицированным рабочим и так далее.
Что можно сделать сейчас? Во-первых, еще больше ужесточить контроль за подрядчиками, проверять не только технологичность и качество выполнения работ, но и материалы, которые они применяют, от самого момента их изготовления на заводах: это касается и битума, и асфальтобетонной смеси, и щебня, каждой мелочи.
Чтобы снизить износ дорог, нужно упорядочить движение большегрузов по городским трассам, ввести дополнительный весовой контроль. Мы намерены это сделать в самое ближайшее время.
Ну и еще один важный момент — нужно улучшить качество содержания дорог, уборку, откачивание воды с улиц, своевременно устранять выбоины, ведь разрушения в нашем сложном климате в первую очередь происходят в тех местах, где в трещины попадает вода.
К сожалению, в последние годы по целому ряду причин была утрачена культура и технологичность содержания дорог. Сейчас мы принимаем целый ряд мер, чтобы это исправить.
Еще для справки: интенсивность транспортного потока за 10 лет возросла на 35%, поэтому срок службы «дорожной одежды» снизился на 20% и теперь составляет 8,8 лет.
Олег Гончеров
Мэрия Красноярска
Заместитель главы города, руководитель департамента городского хозяйства
Я вижу только один способ — пригласить специалистов из-за рубежа. Я видел, как дороги делают за границей, и могу сказать, что такого плохого качества этих работ, как в России, нет нигде.
Проблемы здесь, полагаю, всегда две: первая связана с действиями власти, вторая — с работой исполнителей, и неизвестно, какая из них более влияет на результат.
С одной стороны, власть оценивает дорожные работы неадекватно, и вместо того чтобы осуществлять нормальное финансирование, проплачивает ямочный ремонт, при котором асфальт сходит в первый же дождь. С другой стороны, дорожники экономят и на том, что им дают, укладывая некачественный асфальт. При этом нет сливных канав, грунты ходят, вода задерживается на дорожном полотне и замерзает. Даже сразу после ремонта на новом асфальте стоят лужи — а значит, эта дорога обречена. Если хотя бы одна из сторон отказалась от принятой практики — результат был бы иным.
Вообще дорожные проблемы надо решать в комплексе. Если руководство какой-либо компании, большой или малой, не контролирует процессы и зря расходует деньги, получается некачественная работа. Ни одна компания не хочет быть банкротом.
В ремонте проспекта Мира обвинили подрядчика, но каким было задание? Сделать хорошо или как-нибудь? Мое личное мнение, что здесь виновата именно власть: как она сформулировала задание, то она и получила, дело не в подрядчике, а в отношении города к дорожному вопросу и в его финансировании.
Посмотрите, как компании, к примеру, транспортные укладывают дорожное покрытие на своих территориях, контролируя процесс с самого начала. Такой асфальт лежит очень долго, не встретишь ни одной ямы, имеются сливные сооружения: люди заботятся о том, чтобы не тратить деньги по двадцать пять раз. А на общественных дорогах у нас подшаманят — и все. Ведь чем чаще ремонты, тем легче воровать деньги.
Константин Кнапнугель
Красноярская ассоциация перевозчиков
Зампредседателя правления, предприниматель
В настоящее время, насколько я знаю, комиссия проверяет подрядчиков, занимающихся дорогами, лишь по завершении работ. На этом этапе выявить нарушения сложно (сразу скажу, что тут играет роль и коррупционная составляющая). А когда они обнаружены, то доделки / переделки требуют массу времени и денег. Поэтому мне кажется разумным проверять строительство дорог на каждом этапе. Особенно в процессе отсыпки подушки, которая является основой дороги.
Также стоит стимулировать обращения граждан (с фото- и видеофиксацией) по нарушениям дорожных работ. Например, когда люди видят традиционную для Красноярска укладку асфальта во время продолжительных дождей — сразу сообщают куда следует.
Ирина Антипина
АКБ «ЕНИСЕЙ» (ОАО)
Председатель Правления
Как житель города Красноярска я также ежедневно испытываю «удовольствие» от езды по нашим дорогам. А как представитель дорожной сферы хочу отметить, что в отрасли необходимо кардинально менять подход к выполнению работ, применяемым технологиям, осуществлению контроля работ и, конечно, к финансированию. Мне кажется, следует использовать и положительный опыт зарубежных стран.
Наша группа компаний БРИЗ занимается благоустройством дорог и безопасностью дорожного движения, и мы выходим на работы после строителей. Могу сказать, что мы большое внимание уделяем современным технологиям и материалам. Но, конечно, поскольку основными заказчиками наших услуг являются государственные структуры, то мы должны соблюдать определенную ценовую дисциплину.
В крае существуют приоритетные социально значимые инфраструктурные проекты — такие как больницы, стадионы, садики, школы и так далее. Почему бы не обратить такое же внимание и на строительство дорог?
Андрей Кукарцев
ООО «БРИЗ-Центр»
Генеральный директор
Нужно решать проблему комплексно. Нельзя сказать, что в городе в этом направлении не совершается ничего. Другой вопрос, что многие вещи требовалось делать раньше.
К примеру, мы боремся с ямами, в то время как надо бороться с водой. Требуется находить способы, как ее отводить, причем тут существует целый комплекс мер, от серьезных земляных работ с ливневой канализацией до мелких способов. А у нас по-прежнему новые дороги проектируются без учета того, что они могут затапливаться. Если все останется на том же уровне, одни и те же затраты мы будем нести из года в год.
Сама система дорожного ремонта должна быть качественной: даже ямочный ремонт требует технологической подготовки, обучения людей, строгого подхода к выбору материалов, стандартам приемки. Может, не нужно хвататься за все сразу, а выполнить работы по определенному эталону в одном месте и заставить всех приблизиться к нему?
Город у нас непростой с точки зрения расположения дорог: на одной улице существуют большие перепады высот, и вода по Киренского или Свободному, например, бежит потоком. Надо выявлять каждый такой участок и точечно решать проблему, делать все постепенно.
Убрав воду, можно будет значительно снизить вероятность появления ям. Кроме того, имеется проблема температурных перепадов, в течение суток погода может меняться на десяток градусов — а транспорт едет и утром, и вечером. В таких условиях маленькая трещина за неделю превращается в яму.
Дорогами должны заниматься эксплуатирующие организации, но власть обязана понимать, что с них требовать. Сейчас, я уверен, если спросить любого мастера, что нужно делать с водой, то он ничего не ответит и будет ждать, когда появятся ямы, а затем требовать финансирования: мол, дайте больше денег — больше ям залечим.
Я считаю, главная ошибка — в том, что мы упустили время в системной работе с дорогами. Масштабные проблемы накапливались очень долго, а теперь встали в полный рост.
Сергей Зяблов
Законодательное собрание
Депутат