мнения красноярцев
29 марта 2011 года
Изменилась ли ситуация с кредитами для бизнеса?
На сегодняшний день мы еще видим последствия кризиса — они прослеживаются в работе банков. Финансовые организации стали осторожнее, но в то же время более гибкими, чем в самый разгар кризисного периода.
Подешевели деньги, появились более приемлемые условия для кредитования. Несколько изменились требования к залогу, причем разнонаправленно — где-то они ужесточились, где-то наоборот смягчились.
Интересно, что сами банки опять активизировали свою маркетинговую политику и активно продвигают новые предложения, идут на уступки клиентам, если это нужно. После кризисного «штиля» это особенно заметно. Сейчас происходит переоценка — как собственных рисков, так и рисков компаний-заемщиков.
С другой стороны, изменилось и наше отношение к заемным деньгам. Кризисный период научил нас, что нужно рассчитывать в первую очередь на свои силы, а не так, как это было раньше, когда все брали, сколько дают и просили еще. Сегодня приходится детально изучать все «за» и «против», четко определять — сколько реально нужно денег, а не сколько бы хотелось.
Елена Ласкаржевская
«Крепость-Сириус» («Лексус-Красноярск»)
Генеральный директор
Привлечение заемных средств всегда влечет за собой определенную степень риска, но сегодня бизнес таков, что без этого очень сложно обойтись. При этом структура капитала в каждом конкретном случае регулируется внутренними нормативами предприятия, а также логикой ведения бизнеса.
Например, для компании «КиК» величина привлеченных заемных средств стремится к нулю. Но в данном случае речь не идет о собственном желании или нежелании привлекать заемные средства, мы говорим об инструменте реализации финансовой стратегии компании в целом.
Если судить по статистике, которую нам предоставляют официальные СМИ, ситуация с заемными средствами для бизнеса в 2010 г. улучшилась, и эта тенденция распространилась на 2011 г. Что же касается доступности и легкости оформления заявок на получение этих средств, то тут достаточно сложно сделать однозначный вывод.
С одной стороны, деньги у банков есть, но они ищут надежных заемщиков. Оценка кредитоспособности заемщика стала более жесткой и сложной, чем, скажем, в докризисный период.
По условиям кредитования, которые сейчас предлагают крупные финансовые организации, в среднем кредитная ставка варьируется от 13 до 15%. Принимая во внимание тот факт, что часть этого показателя перекрывается 9%-ым уровнем инфляции, то видна относительная доступность средств.
Также обращает на себя внимание активная рекламная направленность финансовых организаций именно на малый и средний бизнес. Одновременно с этим мы видим стремительный рост популярности компаний-ростовщиков, которые занимаются выдачей частных займов. Но сам процесс получения заемных средств в банках стал значительно сложнее.
Вадим Полешко
Компания «КиК»
Генеральный директор
Начиная с прошлого года, кредитование малого и среднего бизнеса осуществляется с учетом упрощенных подходов: решение о кредитовании принимается на основании объективной информации о бизнесе заемщика с учетом специфики организации.
Это позволило значительно увеличить доступность кредитных ресурсов для данной категории заемщиков, также в свою очередь привело к увеличению объемов выданных кредитов малому бизнесу в целом до 642 млн руб.
С 1 декабря прошлого года ОАО «Сбербанк России» внедрил новую линейку кредитных продуктов для субъектов малого бизнеса. Теперь юридические лица и индивидуальные предприниматели, объем годовой выручки которых не превышает 400 млн руб., могут максимально полно удовлетворить разнообразные потребности своего бизнеса.
В рамках работы над улучшением качества и развитием услуг для малого бизнеса с мая 2010 г. на территории Красноярского края, республик Хакасия и Тыва либерализированы подходы к реструктуризации ссуд для малого бизнеса в части требований к финансовому состоянию заёмщика, упрощены подходы к структуре залогового обеспечения. Отменено обязательное условие увеличения процентной ставки по реструктурируемому кредиту на 2%.
Реструктуризация ссуд предусматривает возможность изменения условий кредитования субъектов малого предпринимательства, имеющих четкий бизнес-план на период действия реструктурируемой задолженности, при условии соответствия требованиям банка в части финансового состояния и кредитной истории.
Наталья Потапова
Восточно-Сибирский банк Сбербанка России
Заместитель председателя
Безусловно, для высококлассных заемщиков кредиты стали более доступными. При этом ситуация для среднего бизнеса изменилась, в основном, за счет увеличения количества предложений банков. Можно отметить, что в последнее время многие банки вернулись к беззалоговому краткосрочному кредитованию, заметно снизились процентные ставки.
Таким образом, средние по величине банки пытаются конкурировать с лидерами — рынок ожил, конкуренция между игроками обострилась. Борьба идёт за каждого клиента, каждую сделку, что, безусловно, благоприятно для заемщика. Такая ситуация позволяет нам выбирать наиболее выгодные условия, соответствующие уровню бизнеса, а также выявляет слабые и сильные стороны банков в их работе с потенциальными клиентами.
В то же время, изменение кредитной политики заемщиков — это разумное уменьшение кредитного портфеля и уход от краткосрочных заимствований. На мой взгляд, заемщики икредитные организации едины в одном: за последние два года и те, и другие существенно уменьшили критерий приемлемого отношения долг/EBITDA практически по всем отраслям.
Вячеслав Долиденок
Группа компаний «Командор»
Финансовый директор
Могу сказать о нашей компании. Мы, как правило, реинвестируем в бизнес свой собственный доход. В связи с этим потребность в заемных деньгах достаточно условная.
Вообще в нашей области, в телекоме, они требуются, чаще всего, для непрофильных активов — это покупка помещений под офисы, покупки автотранспорта и прочего. Мы достаточно спокойно брали в долг деньги, как в кризис, так и после него. Сейчас, в принципе, у нас нет проблем, чтобы взять кредит в 15-20 млн. руб.
В первую очередь мы это связываем с тем фактом, что телекоммуникационная отрасль слабо подвержена внешним экономическим факторам — да, в кризис у нас упала выручка на 3-4%, но она быстро компенсировалась за счет новых подключений.
Рынок широкополосного доступа сейчас считается одним из самых перспективным, соответственно отношение к нам у банков особенное. Они прекрасно видят наши обороты, динамику роста и то, что какие-то кризисные явления на нас особо не влияют.
Если говорить в общем, то сейчас люди стали более обдуманно подходить к использованию заемных денег. Раньше кредиты брали на все, вплоть до покупки личного автомобиля для директора, то сейчас думают 10 раз и берут деньги только на необходимое.
Например, у нас срочно запускается формат HDTV. Нужно 10 млн. руб. Вывести их из оборота мы не можем. Естественно, нужно брать кредит, да и то попытаемся компенсировать часть за счет собственных средств. А вот если нам потребуются деньги на супердизайнерский ремонт в офисе, то с этим подождем. Вся эта «блажь» может быть приемлемой, только когда есть свой «жирок».
Евгений Тютрин
ООО «Райд Сайд»
Коммерческий директор