новость

Микрозаймы «озаконят»

За экономически нестабильное время рынок микрозаймов вырос настолько мощно, что правительство РФ, учитывая масштабность этого бизнеса, решило законодательно отрегулировать деятельность компа­ний. В Госдуму внесено два законопроекта, которые пропишут правовые основы для деятельности микрофинансовых организаций.
Владельцы компаний, работающих на рынке, уверены, что внесенные законо­проекты не решат их основные проблемы.

В Госдуму внесено два законопроекта, которые пропишут правовые основы для деятельности микрофинансовых организаций
В Госдуму внесено два законопроекта, которые пропишут правовые основы для деятельности микрофинансовых организаций

Внимание к микрофинансовым компаниям со стороны федерального правительства в первую очередь обуслов­лено быстрым развитием и ростом этого рынка в условиях финансового кризиса.

По оценке Российского микрофинан­сового центра, в течение последних 6 лет количество по­требителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в 5 раз, число заемщиков в секторе микрофинасиро­вания состав­ляет более 100 миллионов человек.

Наиболь­ший скачок в развитии этот рынок совершил в разгар кри­зиса, когда банки тяжело кредитовали как бизнес, так и фи­зических лиц, и большинство банковских заемщиков ушло кредитоваться в другие структуры.

Федеральных чиновников беспокоило отсутствие единой правовой основы и статуса компаний, занимающихся микрокредитованием. Выдавать займы, согласно нормам ныне действующего законодательства, могут компании разной организационно-правовой формы: ломбарды, кредитные организации, фонды и т.д.

Для того чтобы эту ситуацию изменить, на рассмотрение в Госдуму были вынесены два законопроекта, которые, по мнению разработчиков, создадут единые стандарты микро­финансирования, выстроят систему государственного контроля и надзора за деятель­ностью этих организаций, поспособствуют развитию рынка и защитят законные права и интересы потребителей.

Первый закон направлен на создание правовых основ деятельности микрофинансовых организаций. Он определяет все основные понятия (микрофинансовая деятельность, микрофинансовая организация, договор микрозайма и т.д.), устанавливает порядок создания и деятельности микрофинансовых организаций, условия предоставления микрозаймов, а также накладывает некоторые ограничения.

Например, предусмат­ривается, что микрофинансовая организация будет не вправе выступать поручителем по обязательствам своих учредителей, выдавать займы в иностранной валюте, осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

«В соответствии с внесенным правительством РФ законопроектом микрофинансовыми организациями смогут стать фонды, автономные некоммерческие организации, учреж­дения (за исключением бюджетных учреждений), некоммерческие партнерства, хозяй­ственные общества или товарищества, осуществляющие микрофинансовую деятель­ность, — комментирует „Российской газете“ документ заместитель председателя Коми­тета ГД по финансовому рынку Лиана Пепеляева. — Для этого они должны будут пройти процедуру регистрации, то есть сведения о них должны быть внесены в специальный государственный реестр микрофинансовых организаций».

Второй законопроект связан с принятием первого и вносит изменения в ряд законодательных актов. Например, второй закон предусматривает, что все права и обязанности сторон, а также условия займа будут определяться договором между заемщиком и микрофинансовой организацией. Предложенная редакция не предус­матривает каких-либо ограничений по размеру микрозаймов и выставляемых процентов.

Потенциально под действие законопроекта может попасть довольно большое количество субъектов. Ведь это могут быть не только некоммерческие организации, но и хозяй­ственные общества и товарищества.

Опрошенные ДЕЛА.ru красноярские представители рынка микрозаймов отметили, что представленные законопроекты носят общий характер и не решают главных проблем, которые испытывают все микрофинансовые организации. Показательно, что говорили они только на условиях анонимности.

«Красноярский рынок микрозаймов поднялся в кризис, наиболее мощно он рос в 2009 г., в этот период появилось много конкурентов. Сейчас рынок буквально переполнен пред­ложением, конкуренция очень высокая, но, несмотря на это, микрофинансовые услуги пользуются высоким спросом. Поэтому есть вероятность, что рынок будет расти и дальше, — рассказывает ДЕЛА.ru владелец микрофинансовой компании Дмитрий.

— В принципе нынешнее законодательство позволяет нашему бизнесу работать в рамках закона. Общие начала для нашей деятельности уже заложены в Гражданском кодексе РФ, есть процедура обращения взыскания и т.д. То есть с точки зрения законо­дательства наша деятельность отрегулирована, легальна и не нарушает ничьих прав и интересов».

Минимальный размер уставного капитала ломбарда должен составлять 50 млн руб
Минимальный размер уставного капитала ломбарда должен составлять теперь 50 млн руб

Как пояснил ДЕЛА.ru директор и владелец ломбарда и компании, осуществляющей кредитования малого бизнеса, Олег, федеральное правительство обратило внимание не на те проблемы, на которые стоило бы это внимание обращать.

«Спрос на наши услуги хороший, мы не жалуемся. Но иногда мы не можем выдавать займы тем, кто в них нуждается, из-за невозможности взыскания жилой недвижимости, которая была заявлена в качестве залога. Это единственная сложность, которая сильно мешает нашей нормальной деятельности и с которой сталкиваются все финансовые организации», — отметил бизнесмен.

«Согласно нынешнему законодательству мы не можем произвести денежное взыскание оставленной в залог квартиры, если заемщик своих обязательств не выполнил. Выселить человека из квартиры, оставленной под залог, просто нельзя. Произвести взыскание квартиры имеют право только банки и только в том случае, если жилье было приобретено на средства этого банка, — добавляет Дмитрий.
— Все финансовые компании сильно рискуют, но каждый решает эту проблему по-своему. Некоторые, пытаясь обойти закон, квартиру, заявленную в качестве залога, оформляют через договор „купли-продажи“. Что тоже неправильно».

Основная целевая аудитория — субъекты малого бизнеса и физические лица, которым срочно нужны деньги, чаще всего оставляют под залог именно жилую недвижимость. «Главная проблема в том, что нет реально работающего законодательного механизма, согласно которому можно эту проблему решить», — констатирует владелец ломбарда.

Судя по всему, заниматься регулированием деятельности финансовых организаций федеральное правительство намеревается всерьез. На днях в Госдуму был внесен законопроект, ужесточающий требования к деятельности ломбардов, сообщает портал Банки.ру.

В отличие от законов о микрофинансовых организациях, требования к работе ломбардов федеральные парламентарии хотят ужесточить весьма ощутимо. Законопроект пред­лагает ввести новые нормы. Минимальный размер уставного капитала ломбарда должен составлять 50 млн руб., оплата которого может быть осуществлена только денежными средствами. Сегодня уставный капитал более 90% ломбардов составляет 10 тыс. руб., а ежемесячный доход не превышает 400 тыс. руб. Также предлагается, что для своей деятельности ломбарды должны иметь стационарные помещения площадью не менее 50 кв. м.

Правда, против этих требований выступила ФАС России. По мнению ведомства, принятие законопроекта в предложенной редакции создаст необоснованные препятствия для доступа ломбардов на рынок, а также приведет к прекращению деятельности значительного числа ломбардов и, как следствие, «сделает недоступным для граждан получение краткосрочных займов, что противоречит задаче государства по развитию институтов микрофинансирования и поддержке малого предпринимательства».

Учитывая изложенное, ФАС России направила в Государственную думу и Совет федерации письма с просьбой исключить из законопроекта требования к минимальному размеру уставного капитала, а также требования к минимальному размеру площади, занимаемой ломбардом.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).