Красноярским властям презентовали очередную идею решения транспортных проблем в городе — строительство воздушного метро. Как уверяют инициаторы, ничего общего с канатной дорогой данный проект не имеет. Их задумка — это рельсовая магистраль над землей с курсирующими вагончиками. Впрочем, депутаты горсовета к затее отнеслись скептически и сочли ее чересчур фантастической.
Инициаторы воздушного метро надеются на деньги Универсиады
Уровень интереса парламентариев к перспективам строительства воздушного метро стал понятен еще до начала профильной комиссии по ЖКХ и транспорту. В повестке эта тема стояла предпоследним пунктом, куда чаще всего попадают организационные вопросы или решения о награждениях.
Так что бурно обсудив проблемы с прорывом коллектора, дележку домов между управляющими компаниями и благоустройство города, на десерт депутаты решили послушать рассказ об инновационном метро.
Председатель комиссии Аркадий Волков сразу попросил докладчика «очень сжато и очень коротко» изложить суть проекта. К трибуне вышел Дмитрий Леканов, представившийся замруководителя комитета по инновациям и инвестициям союза товаропроизводителей края. Надо сказать, что, ожидая своей очереди, он просидел все заседание, длившееся к тому времени уже 2,5 часа, о чем и решил сразу поведать депутатам.
«Послушал я ваше заседание. Все очень интересно: колодцы текут, свет выключают, — начал он. — Но я хотел бы сегодня поднять тот вопрос, который пять дней в неделю касается сотен тысяч жителей — это пробки и передвижение по городу».
Дмитрий Леканов предложил построить в Красноярске «эстакадное метро второго уровня»
Со ссылкой на «справку ГАИ» Леканов сообщил, что в Красноярске на данный момент зарегистрировано «более 400 тыс. автомобилей». Поэтому он сделал очевидный вывод, что «каждый из нас, кроме, наверное, Путина, который ездит по пустым дорогам, стоит в пробках».
«Хотя это вопрос можно решить достаточно быстро и недорого», — отметил докладчик.
Свою прелюдию он дополнил тем, что выступить с этим проектом его приглашал в прошлый депутатский созыв покойный Петр Константинов. Однако тогда он не пришел, потому что «не было Универсиады, не было денег».
Так что, по его мнению, нынешний горсовет «единственный, кто может решить» судьбу проекта, и тем самым предложил депутатам войти в историю Красноярска «на 50—100 лет».
Идея заключается в том, чтобы создать в городе разветвленную сеть метро второго уровня, которое «движется над дорогой, на высоте 5—10 метров, без пробок, быстро, комфортно и доступно».
«Только к Универсиаде мы можем найти деньги и реализовать этот проект», — выразил уверенность Леканов и предложил, собственно, перейти к суммам.
Он пояснил, что строительство одного километра воздушного метро — это 300 млн руб., а 1 км подземного метро стоит 5 млрд руб.
К тому же Леканов попытался убедить депутатов, что «то метро, которое закопали, не решает ни одной проблемы в городе», потому что его хотели строить «в тех районах, где никто не ездит», и потратить 40 млрд.
За эти же деньги, пообещал докладчик, можно построить 80—100 км линий воздушного метро в Красноярске, причем якобы «под ключ» — «с инфраструктурой, транспортом, вокзалами, со всем полностью».
«Речь идет о монорельсе или канатной дороге?» — прервал рассказ депутат Геннадий Торгунаков.
«Нет. Это в пять раз дешевле монорельса. Это эстакадное метро второго уровня», — объяснил Леканов.
Аналогичных линий пассажирского транспорта в мире пока нет
«То есть это канатка?» — продолжал парламентарий.
«Это электричка у вас над головой», — расшифровал коллеге Волков.
«Только без шума, — добавил Леканов. — Оно полностью выполняет функции метро, но в 15 раз дешевле, и его можно в десятки раз быстрее строить Для того, чтобы такое метро появилось в Красноярске, нужен год на проектирование и три года на строительство».
Впрочем, Леканов предложил не останавливаться на Красноярске, но проложить такие ветки в сопредельные районы, так как без этого «никакой агломерации» у нас не будет. Дескать, все будут жить в городе, потому что тут школы и детсады, а за городом их нет и никто не собирается их строить, так как «нет жителей».
«Новалэнд» в 2006 году запустили, но нет ни школ, ни детских садов. Построено 170 домов. Если у нас будет метро второго уровня, то каждый из нас может жить за городом и в течение 10—15 минут оказываться в центре города, в любой школе, детском саде», — заявил Леканов.
«Кто этим будет заниматься?» — спросил у него Волков.
Тот ответил, что «управляющая компания», которую может создать город.
Аркадий Волков поинтересовался, кто займется проектом
Из зала прозвучал вопрос, не дешевле ли обойдется железная дорога. Леканов с ходу начал приводить примеры — в Австралии вроде как собираются строить грузовое воздушное метро. Реализует там проект, со слов докладчика, своеобразная местная компания, где «все наши люди».
Нашлось место в этих рассуждениях даже Индии. Итог же был таков: один километр ж.-д. ветки в этих странах в 2,5 раза дороже, чем километр воздушного метро.
«Ну, там нет откатов в полцены», — возразил со знанием дела Волков.
Леканов пообещал, что «никаких откатов не будет — это рыночный проект», «быстроокупаемый».
Он отметил, что и инвесторы уже есть, но город может принять в проекте участие и оставить воздушное метро себе.
«Не надо делать за арабские деньги, чтобы они эксплуатировали и устанавливали цены», — посоветовал представитель союза товаропроизводителей, подчеркнув, что в городе может появиться «альтернатива: или ехать от «Кванта» до «Красноярья» за 5—7 минут» на метро, или «за 40 минут или час» на машине.
«Первый вопрос — цена билета, — воспользовался правом председателя Волков. — И сразу Торгунакову слово».
«Я думаю, 30 руб.», — сказал Леканов.
После наступила очередь депутата Торгунакова. Парламентарий, назвав предложенное метро «тачкой Бэтмена», не согласился с тем, что проект является «инновационным». Но его интересовали сразу три вопроса: есть ли для такого вида транспорта регламент работы, существует ли потенциальная
угроза падения «данной тачки Бэтмена на голову нашим жителям», и если отключится электричество, то кто будет спасать людей.
«Падение исключено. Есть система, которая не позволяет ей упасть», — сразу ответил Леканов.
«Если хотите, ради вас она упадет», — съехидничал Волков.
«Я думаю, она упадет однозначно, — был уверен Торгунаков. — У нас все падает».
Геннадий Торгунаков назвал воздушное метро «тачкой Бэтмена» и предрек, что с рельсов она упадет
«Ваш проект как увязывается с генпланом?» — поинтересовалась депутат Татьяна Рыкунова.
«Это задача города, — ответил Леканов. — Город должен сказать, что мы этого хотим».
«Скажите, а почему он в других странах не внедряется, хотя он настолько шикарен и дешев в эксплуатации?» — спросил депутат-«патриот» Иван Серебряков.
«Да его вообще там просто нет. Он физически не существует. То, что существует, — дорого и долго», — сообщил докладчик.
«А в Австралии, как вы сказали?» — уточнил Серебряков.
«Там грузовой проект», — пояснил Леканов
и предложил горсовету стать первопроходцами в запуске воздушного метро в мире, как во времена СССР было с полетом Юрия Гагарина в космос.
«Потому что страна была великая, и она говорила, мы будем первые», — вдохновлял горсовет Леканов.
«Сибирь — это особые климатические условия, — настаивал Серебряков. — Надо счищать снег, обивать лед, у нас ветра дуют…»
«Ничего этого делать не надо, все проверки давно проведены, — сообщил Леканов. — Этому проекту не один год. Просто они ушли в Австралию, потому что не могли здесь протолкнуть нашу бюрократию».
«Вы понимаете, что у нас река не замерзает, — вставила свою реплику депутат Нина Михалева, работающая в «Горэлектротрансе». — При -30 на рельсах появляется наледь, контактный провод порастает инеем».
«Вопрос денег…», — поднял руку депутат Владимир Владимиров.
«Что? Вы вкладываете деньги?» — посмотрел на коллегу с ухмылкой Волков.
Владимиров помотал головой и спросил, кто будет финансировать проект.
«Частно-государственное партнерство, — ответил Леканов. — Насколько я знаю, к Универсиаде на транспорт выделяется 7 млрд руб. А потом окажется 27 или 37. Под это дело город может получить такой транспорт».
Депутат Павел Ростовцев, получив право на вопрос, сначала сказал, что его «покоробило» заявление, что «мы жили когда-то в великой стране», и напомнил про результат на Олимпиаде в Сочи и организацию игр. Попутно парламентарий обратил внимание, что инициаторы не представили членам комиссии хоть какую-нибудь презентацию.
Депутаты скептически отнеслись к идее эстакадного метро
«Вы к нам пришли с какой целью? Выслушать наше мнение? Может, вам нужно сначала выслушать профессионалов и с ними обсудить плюсы и минусы, — предложил Ростовцев. — А так мы вас послушали… Ну хорошо, есть какая-то фантастическая идея, но ничего содержательного вы не сказали».
«Изначально должна быть инициатива от города», — ответил Леканов и добавил, что проект можно полностью реализовать за счет местных предприятий и даже затем «продать его в другие страны».
«Вот те миллиарды, которые нам обещали к Универсиаде, активизировали всевозможных дельцов, — высказал свое мнение вице-спикер Александр Глисков. — Они будут предлагать и воздушное метро или подземное метро, только дайте денег на проект. Я предлагаю не тратить время и не слушать таких деятелей. Я, честно говоря, лучше буду заниматься люками, парковками, ямами — более приземленными проблемами. И предлагаю дискуссию закрыть».
На этом обсуждение завершилось. Председатель комиссии Волков предложил принять информацию к сведению и голосовать.
Пока депутаты нажимали на кнопки, Леканов попросил право на «маленькую ремарку».
«Минута у вас», — вздохнул Волков.
«Строительство Транссиба 18 лет откладывали 18 раз, заворачивали проект. Томские купцы тогда сказали, что у нас есть лошади и нам ничего не надо. Но благодаря этому (Транссибу. — Ред.) только вырос город Новосибирск и через Красноярск прошла трасса», — сказал Леканов.
«Дмитрий Иванович, в этом смысле у вас очень хорошая перспектива: первый раз вас уже выслушали», — заулыбался в ответ Волков и попросил коллег перейти к последнему вопросу повестки — награждению грамотами.
Антон ЯСТРЖЕМБСКИЙ
ДЕЛА.ru