Руководство «Русал-Красноярск» прояснило свою позицию по конфликту с «МРСК Сибири».
Производственники настроены очень решительно, они намерены покончить с так называемой практикой «последней мили» и через Арбитражный суд принудить ФСК ЕЭС к заключению прямых контрактов с заводом на поставку электроэнергии в обход МРСК.
«Русал» и «МРСК» спорят о долге в полтора миллиарда
Напомним, что не так давно ОАО «МРСК Сибири» обвинило «Русал-Красноярск» в неплатежах. По словам энергетиков, долг за энергоснабжение КрАЗа на конец I квартала 2010 г. составил 1,4 млрд руб., что равно 44% от всей предполагаемой выручки МРСК (см. подробнее о начале конфликта «МРСК и Русал: Битва за миллиарды»).
«Русал-Красноярск» свою вину полностью отрицает. Конфликтная ситуация возникла из-за распространенной в некоторых регионах (в том числе и Красноярском крае) практике перекрестного субсидирования, когда крупный энергопотребитель платит за энергию по повышенным тарифам, за счет чего, по уверениям энергетиков, удается сдерживать рост тарифов для населения.
Для этого за МРСК по договору сохраняется право на так называемую «последнюю милю» электрических сетей, принадлежащих ФСК ЕЭС, что позволяет взымать деньги с крупных потребителей «на местах», а не отдавать их на федеральный уровень.
Все было бы ничего, но, по словам алюминщиков, тарифы, установленные «МРСК Сибири» для того же КрАЗа, в два раза превышают цену на электроэнергию, которую можно было бы платить ФСК ЕЭС, если напрямую заключить с ними договор.
Сегодня КрАЗ пытается опротестовать существующий механизм и добиться заключения прямого договора на передачу электроэнергии с ФСК в обход «МРСК Сибири».
Евгений Никитин: чьи интересы обслуживают энергетики?
Управляющий директор КрАЗа Евгений Никитин
рассказал ДЕЛА.ru, что фактически их компанию вынудили самостоятельно решать наболевшие проблемы:
«Когда КрАЗ нес значительные убытки, МРСК, повышая тарифы, генерировало прибыль. Энергетики очень легко выходили из кризисной ситуации — повысили тарифы для потребителей. Что будет с предприятиями, их уже не волновало. Именно поэтому мы обратились в Арбитражный суд, чтобы КрАЗ получал энергию напрямую от ФСК, и такое решение суд вынес (имеется в виду решение Арбитражного суда г. Москвы, вынесенное в апреле 2010 г. — ДЕЛА.ru)».
Краевое правительство в этой ситуации поддерживает позицию энергетиков.
Министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков считает, что отказ от договоров «последней мили» будет иметь негативные последствия для региона:
«В случае прекращения перекрестного субсидирования цена вопроса составит около 2,6 млрд руб. И эти расходы лягут на плечи прочих потребителей, в первую очередь физических лиц. Мы не можем допустить такого развития событий и со своей стороны ведем переговоры по решению данного вопроса с Министерством энергетики РФ, с Федеральной службой по тарифам и «Русалом».
Денис Пашков:
мы не можем допустить такого развития событий
Евгений Никитин отрицает прямую зависимость роста энерготарифов от платежей КрАЗа:
«Несмотря на то, что КрАЗ всегда своевременно и в полном объеме оплачивал услуги энергетиков, цена на электроэнергию для населения тоже стабильно росла. С 2007 г. тарифы в рамках социальной нормы выросли на 55%. А тарифы сверх нормы, то есть для состоятельных людей, которые имеют большие площади, выросли значительно меньше — на 32%. Возникает вопрос — чьи интересы обслуживают энергетики?
Более того, при перекрестном субсидировании вообще непонятно, куда уходят перечисляемые средства, в 2009 г. на доплату населению ушло примерно в 5 раз меньше средств, чем мы перечисляли МРСК по договорам «последней мили».
Управляющий директор КрАЗа уверен — все заявления о том, что уход завода на прямой договор с ФСК приведёт к кратному росту тарифов в регионе, безосновательны:
«Любое изменение тарифов может быть полностью нивелировано решением Региональной энергетической комиссии. Тариф в любом случае устанавливается дифференцированно. РЭК имеет все рычаги для того, чтобы не допустить необоснованного роста тарифов для населения».
Производство алюминия
весьма энергоемко
Следующее заседание Арбитражного суда по этому делу состоится 23 июня. Сейчас все стороны конфликта, и «МРСК Сибири», и «Русал», и краевое правительство, предпринимают все возможные шаги, чтобы склонить чашу весов на свою сторону.
Энергетики переоформляют договор между ФСК ЕЭС и «МРСК Сибири», чтобы учесть юридические нюансы, которые позволили «Русалу» выиграть первый процесс в Арбитражном суде.
«Русал» озвучил свою принципиальную позицию — каждый должен платить только за те услуги, которые он реально получил, и готов отстаивать ее в судах. Надо сказать, что у одного из предприятий холдинга это получилось, Волгоградский алюминиевый завод уже перешел на прямые договоры с ФСК. Красноярцы намерены последовать примеру волжан.
Власти регионов, в которых распространены договоры «последней мили», инициировали поправки в федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части продления действия договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, относящихся к объектам единой национальной энергетической системы РФ. Поправки рассматривает Госдума. Если их примут, то договоры «последней мили» будут жить минимум до 2014 г.
Остается только гадать, чье лобби в Госдуме окажется сильней, «Русала» или региональных властей.