В I квартале 2010 г. объем размещения рекламы в России, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), вырос на 5%. Красноярские участники рынка рекламы с этим трендом соглашаются, отмечая, произошел за счет увеличения рекламных бюджетов крупных федеральных компаний и частичного возвращения мелких и средних рекламодателей.
Пока рост наблюдается лишь в некоторых сегментах рынка и наиболее заметно проявляется в телерекламе и «наружке»
Впервые за кризисное время на рынке рекламы произошли положительные изменения. Согласно исследованиям АКАР, результаты I квартала, который традиционно является самым слабым для рекламного рынка, внушают оптимизм. За первые три месяца текущего года российский рынок рекламы в денежном выражении вырос на 5%.
Пока рост наблюдается лишь в некоторых сегментах рынка и наиболее заметно проявляется в сегменте телерекламы и наружной рекламы, менее всего на радио и в печати. Однако уже на базе этого можно говорить об однозначном оживлении интереса рекламодателей к размещению.
Первыми смену тренда еще в феврале заметили селлеры телерекламы — «Видео интернешнл» и «Газпром-медиа». Аналитический центр «Видео интернешнл» (АЦВИ) прогнозировал 5%-ный рост телерекламы до 46 млрд руб. по итогам первого полугодия. Но, по оценке АКАР, этот результат достигнут уже в I квартале: закупки рекламы на ТВ составили 25,5–26 млрд руб. против 24,5–25 млрд руб. в тот же период прошлого года, сообщают «Ведомости».
Помог вывести динамику рынка в плюс и интернет: размещение рекламы на сетевых ресурсах выросло на 31% до 3,3—3,5 млрд руб. При этом увеличение расходов на медийную рекламу в сети АКАР оценивает в 16% (до 1,1—1,3 млрд руб.), а на контекстную — в 42% (до 2,1—2,2 млрд руб.). На 5% (или на 6,3—6,8 млрд руб.) увеличился и объем размещения наружной рекламы.
С данными АКАР согласились и красноярские участники рынка рекламы.
Так, руководитель отдела продаж красноярского филиала ООО «News Outdoor» Янина Чайкина сказала ДЕЛА.ru, что рост рынка произошел за счет притока малых и средних рекламодателей, что свидетельствует об оживлении экономических процессов.
«Данные АКАР абсолютно корректные, 5%-ный рост рынка в I квартале 2010 г. относительно I квартала 2009 г. произошел за счет притока новых клиентов, те рекламодатели, которые перестали размещаться в начале 2009 г., постепенно возобновили свое присутствие в начале 2010 г., — рассказывает Янина Чайкина.
— Это относится как к небольшим местным компаниям, так и к крупным федеральным сетям, которые увеличили рекламные бюджеты. В том числе рост рынка произошел и за счет незначительного повышения цен (3-4%) на размещение наружной рекламы».
Рынок наружной рекламы вырос за счет крупных федеральных компаний
Директор рекламного агентства «РБС» Павел Брюханов отметил, что оживление со стороны рекламодателей проявилось не в первом квартале, а во втором, и скорее носит не стабильный, а стихийный характер:
«За I квартал этого года роста рынка не заметил, зато замечаю этот рост в текущем II квартале. Уровень продаж рекламы в апреле 2010 г. на 5—10% больше, чем в апреле прошлого года. Это, конечно, не докризисный уровень, но все равно рост есть».
По словам г-н Брюханова, в первую очередь рынок наружной рекламы вырос за счет крупных федеральных компаний, которые ощутимо увеличили рекламные бюджеты. Малый и средний бизнес по-прежнему размещается эпизодически.
«Пока не вижу реальных предпосылок к стабильному и уверенному восстановлению рынка рекламы. Сейчас можно наблюдать кратковременные подъемы по некоторым отраслям и сегментам, но планомерного восстановления экономики, которые бы привели к полному восстановлению рынка рекламы, нет.
Видно, что компании стараются рекламироваться, чтобы повысить объемы продаж, но эффективность у них пока низкая, и это в первую очередь связано с потребителями — они не готовы тратиться также как в докризисное время», — резюмирует Павел Брюханов.
Представители местного рынка телерекламы подтвердили, что средние и мелкие компании, которые в кризис отказались от рекламы, сейчас восстанавливают рекламную активность.
Консультации с участниками рынка в целом показывают, красноярский рынок нащупал дно и начал расти. В годовой перспективе рынок может вырасти на 10—15% по сравнению с кризисным годом.
ссылка на комментарий
Кирилл Гуревич
Руководитель аналитического отдела ТК «Афонтово»
— Рынок красноярской телерекламы в I квартале 2010 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 15%. В январе рост составил 20%, в марте уже 17%, думаю, в апреле-мае рост будет меньше.
В дальнейшем прогнозирую, что положительный тренд увеличения объемов телерекламы продолжится, но замедлит свою динамику. По моим оценкам, в годовой перспективе общий рост красноярской телерекламы составит 10% по сравнению в 2009 г.
Рост объемов размещения рекламы произошел за счет увеличения присутствия всех игроков. Но в основном из-за возвращения на рынок небольших компаний, которые в кризисный год вообще не рекламировались. Они возобновили свое присутствие, но размещаются редко. В свою очередь крупные компании увеличили количество размещений.
Экономика начинает восстанавливаться. Компании, как малые, так и средние, привыкли к новым реалиям рынка, адаптировались, потребительский рынок начал немного оживать, а вслед за ним и реклама.