Красноярская печатная пресса стала зарабатывать больше, чем в прошлом году. Руководители СМИ отмечают: активность рекламодателей налицо, рост прибыли, получаемой от рекламы, по разным оценкам составил от 18 до 40% по сравнению с прошлым годом.
Печатные издания начали больше зарабатывать на рекламе
Печатные СМИ, вразрез мнению о том, что газеты и журналы скоро исчезнут как класс, и их полностью заменит телевидение и интернет, стали больше зарабатывать.
Первой об этом заговорила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Специалисты организации подсчитали, что российские газеты и журналы заработали в прошлом году на 30% больше, чем ожидалось. Позиции печатных СМИ начали укрепляться во втором полугодии 2010 г., а точнее в IV квартале. Доля печатной прессы в общем рекламном «каравае» выросла с 15 до 18%.
С тем, что позиции печатных СМИ ощутимо укрепились, согласны и красноярские издания. Опрошенные ДЕЛА.ru руководители газет и журналов единодушны в том, что в январе — феврале 2011 г. продажа рекламы идет гораздо оживленнее, чем в начале прошлого года.
В прессу стали возвращаться рекламодатели, которые сокращали бюджеты в кризис или вовсе отказывались от размещения, рассказывает ДЕЛА.ru начальник отдела рекламы ООО «Сегодняшняя газета» Ирина Вершинская.
«Интерес рекламодателей к красноярским печатным СМИ начал расти во втором полугодии 2010 г. Например, объемы продаж января 2011 г. по сравнению с показателями января 2010 г. в нашем издании выросли на 40%, — поясняет она.
— Бизнес постепенно приходит в себя, рекламные бюджеты увеличиваются. И, судя по происходящим изменениям, эта тенденция стабильна».
Впрочем, столь резкий скачок объемов продаж объясняется еще и тем, что в прошлом году издание изменило зону распространения газеты, что также положительно отразилось на рекламных сборах. «Вслед за тем, как мы поменяли принцип распространения тиража, эффективность размещения рекламы выросла, а за ней и объемы продаж», — подчеркнула Ирина Вершинская.
Как отмечают эксперты, хоть оживление малого и среднего бизнеса налицо, все-таки красноярские компании пока не готовы вкладываться в рекламу как раньше и выбирают для размещения одно наиболее эффективное издание.
По заверению опрошенных ДЕЛА.ru представителей печатных СМИ, наиболее результативным с точки зрения размещения рекламы в Красноярске считается журнал «Шанс».
За 2009–10 гг. этот рекламно-информационный еженедельник не потерял в продажах, а даже нарастил свою долю на рынке, потеснив конкурентов. Но как поясняют сами сотрудники журнала «Шанс», успех издания — скорее исключение, чем правило.
«Судить о красноярском рынке в целом по нашему изданию трудно. Мы не предоставляли скидки рекламодателям, лишь слегка сократили прайс, и со временем выяснилось, что объективно самым эффективным, а, значит, и востребованным рекламодателем, оказался „Шанс“.
Мы нарастили свою долю и являемся в некотором смысле монополистами среди рекламно-информационных СМИ, — комментирует ДЕЛА.ru руководитель журнала „Шанс“ Наталья Совкова. — В целом же по рынку мне кажется, что восстановление красноярской печатной прессы еще не произошло».
По словам Натальи Совковой, сейчас лучше всего на рынке себя чувствуют красноярские филиалы федеральных изданий. «Такие СМИ не так сильно завязаны на бюджеты местных рекламодателей, поскольку живут, в основном, за счет федеральных компаний. Они могут предлагать значительные скидки, бонусы потенциальным рекламодателям, чего мы, например, позволить не можем, поскольку окажемся в убытке», — подчеркнула она.
На красноярском рынке к таким изданиям в первую очередь относится «Телесемь», «Комсомольская правда в Красноярке», «АиФ на Енисее». Доля федеральной рекламы в объеме выручки этих изданий максимальна, а сборы от местной минимальны, считает г-жа Совкова. Этим соотношением объясняется и уход с рынка многих региональных изданий (см. наприм. «Вечерний Красноярск» как издательский бизнес убыточен»). Местные газеты и журналы просто не смогли обеспечить необходимые для безубыточной работы рекламные сборы.
Директор журнала «Дорогое удовольствие» в Красноярске Татьяна Бочарова в разговоре с ДЕЛА.ru отметила, что говорить о наступлении «оттепели» приходится с долей осторожности, поскольку, хоть тенденция к увеличению есть, об уверенном и быстром росте говорить пока рано.
«В целом прогнозы, сделанные красноярским филиалом сети „Дорогое удовольствие“ на 2009-2010 гг., оправдались. Я прогнозировала общее падение на 40% в 2009 г. и рост на 18% в 2010 г., фактически падение составило 42%, рост — 18,5%, причем динамика второго полугодия 2010 г. опережала динамику первого примерно в полтора раза, — комментирует Татьяна Бочарова.
— Кроме того, различаются темпы роста наших красноярских рекламодателей и рекламодателей национального уровня. Если в 2009 г. практически все компании свернули свои бюджеты на местных рынках, то осенью 2010 г. произошел заметный скачок — мы размещали 8-10 рекламодателей, таких как ВАТ, Bacardi , «Селдико» в номер. На 2011 г. эти компании вернулись к системе годового бронирования, причем им снова интересны престижные полосы (первый разворот или 4-я обложка), а это существенно увеличивает рекламный бюджет».
Что касается местных рекламодателей, то от них подобного федеральным компаниям роста активности Татьяна Бочарова не ожидает.
«В Красноярске работают компании „малого бизнеса“ и для них очень существенны такие факторы, как налоговые изменения, вступившие в силу и „подрезавшие крылья“ надеждам на быстрый рост. Вести бизнес станет труднее. С другой стороны, потребители истосковались по красивым вещам, им надоел режим экономии, они снова готовы платить за качество, и это дает неплохие возможности для сильных компаний», — подчеркнула г-жа Бочарова.
Федеральные издания чувствуют себя лучше, чем местные СМИ
Что ж, фактически можно констатировать, что прошлые прогнозы о значительном сокращении рынка печатных СМИ сбылись. В Красноярске остались работать только наиболее сильные, проверенные временем издания.
Большую часть рынка занимают общероссийские издания, которые сохранились, в том числе, и благодаря федеральным бюджетам.
Однако те красноярские игроки, которые пережили кризис благодаря правильно выбранной стратегии, тоже чувствуют себя на рынке весьма уверенно и нередко в условиях конкуренции оттесняют федеральных игроков от деления красноярского рекламного «пирога».
ссылка на комментарий
Борис Кумышев
Генеральный директор «АиФ на Енисее»
Спорить с тем, что рынок печатных СМИ в плане продаж рекламы начал восстанавливаться, бессмысленно. Красноярские рекламодатели действительно увеличили бюджеты, стали активнее размещаться в печатных СМИ.
Но мнение о том, что региональные представительства московских изданий живут за счет федеральных бюджетов — чушь полная.
Так может рассуждать только человек, который не имеет никакого представления о принципах взаимоотношений между региональными филиалами и федеральными центрами. «АиФ на Енисее», «Комсомольская правда в Красноярске» и «Телесемь» работают на местном рынке, чтобы зарабатывать для своих учредителей. 100% всех наших рекламных сборов — местная реклама, а не федеральная. И за ту рекламу, которую ЗАО «АиФ» размещает в нашем издании, мы не получаем ни копейки.
Если сравнивать февраль прошлого года и февраль 2011 г., то в этом году на рекламе, связанной с КЭФ, мы заработали в три раза больше, чем в прошлом году. У компаний действительно начали расти рекламные бюджеты. И эти изменения коснулись всех участников рынка печатных СМИ.
Понятно, что представителям таких брендов как «АиФ», «КП» и «МК», комбинирующим федеральный и местный контент, интересный читателю, легче удерживать тиражи, и, как следствие, привлекать рекламодателей. В этом плане «КП-Красноярск», «МК-Красноярск» и «АиФ на Енисее», конечно, легче, чем местным изданиям. Но мы прекрасно понимаем, что значение материалов регионального приложения не менее, а иногда и более важно.
Мне сложно говорить о причинах остановки выпуска «Вечернего Красноярска» и других местных изданий. Я просто не знаю, как в этих изданиях был выстроена система управления.
В «АиФ» выстроена жесткая структурированная система, которая предполагает тщательное бюджетирование и потом строгое следование принятому бюджету. Перед нами стоит жесткая установка — мы должны приносить прибыль. Убыточные предприятия не нужны никому.
ссылка на комментарий
Светлана Ковригина
Генеральный директор ООО «Телесемь. Красноярск»
Прочитав «экспертное» мнение руководителя проекта «Шанс» Натальи Совковой, испытала разочарование по поводу профессионализма наших коллег.
«По словам Натальи Совковой, сейчас лучше всего на рынке себя чувствуют красноярские филиалы федеральных изданий. «Такие СМИ не так сильно завязаны на бюджеты местных рекламодателей, поскольку живут, в основном, за счет федеральных компаний. Они могут предлагать значительные скидки, бонусы потенциальным рекламодателям, чего мы, например, позволить не можем, поскольку окажемся в убытке», — подчеркнула она».
В словах руководителя «Шанса» отсутствует информация, основанная на реальных фактах.
Во-первых, все федеральные издания, представленные в Красноярске — это финансово независимые единицы, которые развивают свой бизнес только за счет собственных бюджетов. Соответственно «КП», «АиФ» и «Телесемь» напрямую зависят от продаж локальной рекламы и тиражей.
Во-вторых, федеральные издания не могут дать клиенту скидку больше, чем указано в прайсе или спецпредложении, так как вся ценовая политика строго отслеживается управляющими компаниями, в отличие от «Шанса», который как раз и позволяет себе так называемые «убыточные» скидки (вплоть до имеющегося бюджета у клиента).
Читаем далее: «Доля федеральной рекламы в объеме выручки этих изданий максимальна, а сборы от местной минимальны, считает г-жа Совкова». Руководитель «Шанса» снова дает неточную информацию. Все как раз наоборот, доля местной рекламы в бюджете региональных компаний составляет большую часть, и именно на эти деньги мы издаемся.
Я уверена в том, что работая на рынке прессы, руководитель издания должен хотя бы иметь представление о том, как живут его конкуренты и коллеги по отрасли.