новость

Поставщикам предлагают «сочинить» договоры с ритейлерами

Депутаты Госдумы и производители продуктов питания намерены закрыть для торговых сетей все бонусные лазейки в законодательстве при составлении типовых договоров. Поставщикам предложено самим написать и направить в правительство универсальный договор, который станет обязательным к применению для всех ритейлеров.

Депутаты Госдумы и производители продуктов питания намерены закрыть для торговых сетей все бонусные лазейки в законодательстве
Депутаты Госдумы и производители продуктов питания намерены закрыть для торговых сетей все бонусные лазейки в законодательстве

Заместитель председателя комитета Госдумы по консти­туционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая считает, что типовые договоры должны составлять не торговые сети, как это происходит сейчас, а сами произ­водители продуктов питания. «Мы хотим составить типовой договор в соответствии с законом о торговле, чтобы упре­дить внесение туда завуалированных недобросовестных практик», — заявила в интервью РБК daily г-жа Яровая.

Депутаты и участники рынка уже работают над проектом договора, который позже будет представлен на рассмотрение правительству. Г-жа Яро­вая хочет дождаться отчета Федеральной антимонопольной службы, которая ведет про­верку торговых сетей, чтобы понять, как складывается договорная практика. Те усло­вия, которые сейчас сети навязывают поставщикам, депутата не устраивают.

Торговые сети отнеслись к нововведению с недоверием. Они считают, что договор не может быть типовым для всех, у каждого свои требования, стандарты и форматы, а в случае заключения типового договора поставщики смогут диктовать ритейлерам невыгодные условия.

В сети гастрономов «Красный Яр» засомневались в целесообразности введения такого договора и от комментариев отказались. Однако отметили, что если форму сделать обя­за­тельной и общей для всех торговых сетей, то непонятно, как в ней учесть все ню­ансы взаимоотношений между ритейлером и поставщиком продуктов. «Вряд ли эта ини­циатива пройдет», — заявили в «Красном Яре».

Производители продуктов и поставщики комментировали более охотно, однако предпо­читали имен не называть. «Во многом отношения с сетями, несмотря на вступления закона о торговле в силу, не изменились. Сама идея хорошая, но сомневаюсь, что она когда-то реализуется, — рассказывает ДЕЛА.ru торговый представитель ООО „Аттика“. — Теоретически, если поставщик придумает свои условия и пропишет их в договоре, который будут навязывать торговым сетям, работа просто встанет колом. Выбор с кем работать, а с кем нет, у ритейлеров остается. Они просто выставят из магазинов тех, кто будет несговорчив».

Нельзя прописать один типовой универсальный договор для всех поставщиков. Это утопия
Нельзя прописать один типовой универсальный договор для всех поставщиков. Это утопия

«Нельзя сделать один типовой универсальный договор для всех поставщиков. Это утопия. Таким образом можно прописать какие-то общие условия. Например, „ни при каких обстоятельствах возврат продукции не осущест­вляется“. Но тонкости и необходимые для сетей „пунктики“ все равно будут обсуждаться в ходе переговоров и пропи­сываться в отдельном договоре», — рассказывает ДЕЛА.ru торговый представитель ОАО «Каравай».

«Договор — это двусторонняя вещь. У каждой торговой сети свои условия, как и у разных поставщиков. Невозможно все прописать „под всех“. Как у нас откаты работают? Эта система ведь нигде не прописана и не учтена, но все при ней существуют, потому что знают — хочешь выиграть тендер, плати больше остальных, — комментирует предста­витель красноярского молокоперерабатывающего предприятия.

— Кто больше заплатил, тот и победил. Это правило действует и во взаимоотношениях между поставщиками и сетями. Поэтому инициатива чисто формальная. Составят уни­версальный типовой договор, а работать будут все равно по старым правилам. Дого­воры, как и прежде, будут заключаться с наиболее лояльными к сетям производителями и поставщиками. С теми, кто покупает маркетинговые услуги, предоставляет самые низ­кие цены и т.д. Единственный шанс для производителей избавиться от этого гнета — развивать собственные сети сбыта».

Кристина Ешматова
Руководитель отдела маркетинга сети универсамов «Командор»

Кристина Ешматова

— Если концентрироваться на негативных последствиях, то их и получишь. Ни один депутат и даже президент страны не сможет создать такого рода документ, который бы учитывал все особен­ности ритейлера, поставщика или сепаратизм региональных властей.

Поскольку в нашей стране система управления политическая, а не рациональная, то документ может получиться просто риторический, но не жизнеспособный. Как известно, впереди должна быть экономика, а потом уже политические решения. Все решения должны быть в формате «выиграл—выиграл» с концентрацией на интересах конечного покупателя, о котором в пылу спора все забыли. Правило «Для настоящего продавца «не покупателя» нет» — это то, что всем вместе поможет принять взвешенное и взаимовыгодное решение.

Новая редакция договора сети универсамов «Командор», исправленная с учетом последних комментариев к закону со стороны УФАС и министерств правительства России, полностью соответствует требованиям закона, вступающего в силу с 1 августа.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).