Пожар в аэропорту «Черемшанка» спровоцировал чиновников на заявления о жестких проверках мест массового скопления людей. Акт вполне ритуальный и традиционный — достаточно вспомнить поговорку про гром и мужика, которая для данного случая подходит на все 140%. Дело в том, что в аэропорту не было пожарной сигнализации, о чем прокуратура просигнализировала еще в апреле 2010 г.
Однако за полтора года никто так и не потрудился исправить этот «недочет».
Лев Кузнецов и Денис Пашков прошлись сегодня по пепелищу регионального аэропорта
Newslab.ru, Александр Паниотов
Факт отсутствия в здании терминала «Черемшанки» автоматической пожарной сигнализации всплыл в ходе визита губернатора Красноярского края Льва Кузнецова на пепелище. Осмотрев руины аэропорта, глава края направился в расположенный по соседству аэропорт «Емельяново», где провел совещание, посвященное случившемуся.
Там первый замначальника ГУ МЧС по Красноярскому краю Евгений Вершинин и сообщил губернатору, что в терминале еще в апреле 2010 г. контролирующие органы нашли 4 нарушения, влияющие на безопасность людей. Так, в здании на одной из лестничных клеток оборудовали кладовку, на другой лестнице не было эвакуационного выхода, светильники использовались со снятыми колпаками-рассеивателями.
Но главное — в терминале не было автоматической пожарной сигнализации.
Напомним, накануне, в день пожара, руководитель Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта «Росавиация» Сергей Родькин на голубом глазу уверял журналистов, что все предписания надзорных органов в «Черемшанке» выполнили и нарушения устранили, иначе аэропорт не смог бы продолжать работу и потерял бы лицензию. «Пожар не явился следствием неисполнения предписаний», — пояснял тогда чиновник (см. подробнее «В Красноярске сгорел аэропорт «Черемшанка»).
На деле же выяснилось, что нарушения за полтора года исправить никто так и не потрудился. За что аэропорт даже оштрафовали — на 10 тыс. руб., однако во время повторной внеплановой проверки выяснилось, что из нарушений исправили лишь связанное с неправильной эксплуатацией светильников.
Кроме того, как выяснилось, у «Черемшанки» не было лицензии на тушение пожаров, за что ее также в свое время оштрафовали — на целых 40 тыс. руб. Однако лицензией аэропорт так и не обзавелся.
Newslab.ru, Александр Паниотов
Вершинин отметил, что отсутствие сигнализации сыграло свою роль при развитии чрезвычайной ситуации. «Раз у нас не зафиксировано гибели людей, то ясно, что эвакуационные выходы в этой ситуации не сыграли роли. То, что отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация, наверное, все-таки повлияло. Если бы она была, мы бы раньше поняли, что происходит, и отреагировали бы раньше. Соответственно, ущерб был бы не такой значительный, какой он есть на сегодняшний день», — сказал Вершинин.
На данный момент у спасателей есть несколько рабочих версий причин случившегося.
Среди них — нарушение правил эксплуатации электроприборов и неосторожное обращение с огнем. Возможно, что в здании проводились работы, связанные с применением открытого огня. Вершинин подчеркнул, что развитию пожара способствовал сильный ветер.
Губернатор информацию принял к сведению. О том, чтобы наказать виновных, так долго игнорировавших предписания надзорных органов, ни слова сказано не было. Зато Кузнецов поручил провести проверку безопасности аэропорта «Емельяново».
В ответ министр промышленности и энергетики Денис Пашков отрапортовал, что, вероятно, круг проверяемых предприятий будет расширен — жесткие проверки пройдут на всех объектах транспортной инфраструктуры края: железнодорожных и автовокзалах, других аэропортах региона.
При этом замгубернатора Михаил Кузичев сообщил, что перед Новым годом такие поверки и без того традиционно проходят во всех местах массового скопления людей, и в крае эта работа началась еще 2 недели назад, а завершится к концу года.
Кузнецов в ответ заметил, что проводить сплошные проверки, конечно же, стоит, однако они, к сожалению, не могут гарантированно уберечь от происшествий, и сгоревшая «Черемшанка» тому показательный пример.
Что ж, с губернатором, конечно же, нельзя не согласиться. Однако уже сейчас можно смело ставить под вопрос необходимость и полезность грядущих проверок.
Возможно, что чиновникам и надзорным органам стоит задуматься не только над количеством проведенных ревизий и розданных предписаний, но и над качеством их последующего исполнения. Очевидно, что сейчас ни размеры штрафов (способные напугать лишь физлиц, да и то не сильно), ни другие мнимые кары, ни контроль спустя рукава не могут заставить нерадивых хозсубъектов исправлять нарушения.
Напомним, предыдущие массовые проверки мест скопления людей в крае проходили после пожара в декабре 2009 г. в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», где погибли 156 человек. Предписания «Черемшанке» в апреле 2010 г. выдавались, когда воспоминания о той трагедии еще были свежи в памяти. Однако это не помешало руководству аэропорта успешно их проигнорировать.
Ранее по теме на ДЕЛА.ru: