1 декабря в ходе сессии Законодательного собрания депутаты утвердили во втором чтении проект краевого закона «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления».
За этим невзрачным названием скрывается достаточно скандальная начинка — в соответствии с принятым законом прямые выборы глав муниципалитетов в крае отменены. Теперь главы должны избираться местными советами депутатов из своего состава.
По новому закону главу города следует выбирать из числа депутатов
При этом закон наделяет муниципальные образования правом сохранить прямые выборы, но лишь с благословения Законодательного собрания, которое, как поясняют краевые парламентарии, будет определять, насколько это желание искренне.
Таким образом, власти региона значительно усилили свое влияние на управленцев на местах — в том числе и в Красноярске, где перспектива прямых выборов мэра теперь поставлена под вопрос.
Впрочем, ряд депутатов горсовета уже заявили, что они будут бороться за отмену нововведений.
Проект обсуждаемого закона был внесен еще летом группой депутатов и в первом чтении принят в октябре. В той формулировке предполагалось проводить выборы глав в соответствии с уставами муниципальных образований. Однако ко второму чтению губернатором была внесена поправка, о которой коллегам рассказал вице-спикер ЗС и один из инициаторов закона Алексей Клешко.
«В текст внесена поправка губернатора, который предложил установить второй статьей как общий принцип, что главы избираются представительным органом из его состава, если иное не установлено законом края. При этом вторым абзацем предлагается установить, что закон может быть изменен. То есть инициатива об изменении порядка закрепляется за органами местного самоуправления», — сообщил Клешко.
Таким образом, по его словам, у органов местного самоуправления есть право и возможность самостоятельно сформулировать свою позицию.
«Я лично никогда не считал, что мы здесь в крае умнее, чем люди на местах, в конкретных городах и районах края. Я начинал свою политическую деятельность в красноярском городском совете депутатов. Тогдашняя власть по всему краю насаждала свою модель местного самоуправления.
Мы как депутаты горсовета приняли другое решение — глава возглавил в целом город, городской совет стал отдельным юридическим лицом, мы приняли это решение, не побоявшись, не спрятавшись ни за кого ни в крае, ни в Москве. И здесь формулировка предполагает, что люди могут взять на себя ответственность. Ответить за свое. Убежден, что депутаты горсовета в состоянии проявить такую инициативу», — сказал Клешко.
Спикер ЗС Александр Усс, комментируя внесенную поправку, отметил, что она «не вынуждает и не стимулирует органы местного самоуправления к немедленному пересмотру и ревизии своих уставов».
«Мы говорим — все, замерли! И если вы действительно считаете, что вам надо вернуться к прежней модели, к прямым выборам главы, то примите это решение у себя на сессии и обратитесь к нам. Мы выполняем функцию отдела технического контроля. Если это осознанное и продуманное решение, принятое без всякого давления, придите сюда, расскажите об этом, и у нас не будет никаких оснований отказать.
Александр Усс: пусть представители местных органов власти придут и расскажут о своем решении
И по каждому измененному уставу, по каждому району мы с вами будем нажимать кнопочки, и я лично, как 1/52 краевого парламента, всегда буду нажимать «за». Если вижу, что район действительно хочет, что на него в очередной раз ни Иванов, ни Петров, ни — о ужас! — даже Пономаренко не давил. Вот так я понимаю смысл этой поправки», — сказал Усс.
Высказался по поправке и ее автор, губернатор края Виктор Толоконский. Глава края объяснил, что внес ее, чтобы снизить риски в управлении.
«Я не думал, что моя поправка вызовет такую дискуссию. Если по существу, то, безусловно, модель, когда глава местного самоуправления выбирается из состава депутатов, несет в себе качественно меньше рисков, чем модель прямого голосования. И я могу по краю, который я хуже вас знаю, уже привести столько примеров, что если бы у нас была прямая модель, то мы потеряли бы управляемость очень многими территориями. Как в Минусинске мы действовали? Собрали, проголосовали и заменили главу. Как при прямых выборах это можно сделать? Никак.
Бесконечно будем выбирать, тратить миллионы, а нам надо работать», — сказал губернатор.
Ряд депутатов Заксобрания выступил против законопроекта. Так, депутат Павел Семизоров от ЛДПР заявил, что вопрос носит явно политический характер.
«Если поправка принимается, то большинство в районном совете будет иметь возможность диктовать свои условия. Это политический инструмент, и я его прекрасно понимаю», — сказал Семизоров.
В итоге голосованием — 31 голос «за» и 15 «против» — депутаты утвердили проект закона в двух чтениях с учетом внесенной поправки.
Красноярский городской совет депутатов в составе профильной комиссии по городскому самоуправлению 3 декабря уже успел рассмотреть законодательную инициативу краевых коллег и решением большинства постановил сформировать рабочую группу по подготовке законодательной инициативы по сохранению прямых выборов мэра Красноярска.
По мнению вице-спикера красноярского горсовета Александра Глискова, с юридической точки зрения выбирать мэра города из действующего состава городского парламента «не совсем правомерно и правильно».
«Когда мы баллотировались, никто из нас не заявлял, что он идет в горсовет, чтобы стать мэром. Поэтому это не совсем корректно и этически, и с юридической точки зрения, хотя в составе горсовета, наверное, есть люди, которые подобные амбиции разделяют. Но для этого, я считаю, нужно провести новые и честные выборы», — сказал Глисков.
Ряд СМИ сослались и на мнение главы Красноярска Эдхама Акбулатова, который якобы уже успел прокомментировать новый закон и выступил за сохранение прямых выборов мэра. Однако в пресс-службе администрации города информацию опровергли, подчеркнув, что никаких комментариев по законодательной новации Акбулатов не давал, да и вообще находится сейчас с визитом в Китае.
По мнению политолога Сергея Комарицына, с помощью принятого закона краевые власти усиливают свое влияние на управленцев на местах.
«Город Красноярск потенциально опасен для краевой исполнительной власти. Даже нынешний, очень лояльный мэр не всех устраивает. А если будет самостоятельный и сильный глава, как Петр Пимашков, при котором ни Лебедю, ни Хлопонину так и не удалось взять под контроль город?
По мнению политолога Сергея Комарицына, даже лояльный мэр устраивает не всех
А вторая причина — это грядущие масштабные выборы органов местного самоуправления. В следующем году в 80% муниципалитетов заканчиваются сроки полномочий. Политически краевая власть не контролирует территории, она делает это только функционально и административно. Отсюда постоянные конфликты и скандалы на территориях.
После известного выступления президента Путина о повышении роли местного самоуправления по стране прокатилась волна изменений в уставах МСУ и возвращения прямых выборов глав. Началось это и у нас — Ачинск, Зеленогорск, Назарово, например, вернули прямые выборы. В сентябре в Назарове победила Юлия Стрельникова от «Патриотов России», то есть от Анатолия Быкова. Если бы не собственные глупые ошибки, то и в Зеленогорске могла бы победить КПРФ. В Ачинске выборы еще впереди.
Во многих других муниципалитетах тоже хотели вернуть прямые выборы глав, отобранные у народа при Хлопонине. Особенно этого хотят сильные главы. Но, видно, не судьба — без поддержки краевых «элит» это уже невозможно, а «элиты» в лице депутатского корпуса в очередной раз показали, что они собой представляют», — заключил Комарицын.
Свои комментарии к законодательной новелле ДЕЛА.ru дал и первый заместитель губернатора края Сергей Пономаренко.
«Суть поправки губернатора и принятого закона очень проста. Федеральный законодатель закрепил за субъектами федерации право определять порядок формирования органов местного самоуправления. Предложенная в краевом законе модель фактически является отражением текущего положения дел в большинстве муниципальных районов и городских округов Красноярского края, где, как известно, главы муниципальных образований избираются из составов советов.
При этом принятый закон предусматривает, что в некоторых муниципальных образованиях Законодательным собранием края может быть установлена и иная модель — при наличии обоснованной инициативы представительного органа соответствующей территории», — сказал Пономаренко.