Государству невыгодно взыскивать небольшие штрафы за нарушение ПДД. Поэтому судебные приставы предлагают заменить их системой административных предупреждений, а планку минимального штрафа повысить.
Сегодня собирается только половина штрафов за нарушения ПДД
Взыскание штрафов до 300 рублей убыточно для государства, потому что именно столько стоит процедура взыскания их судебными приставами, пишут «Ведомости». Об этом в ходе круглого стола в Госдуме заявил директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков. А по словам сенатора, экс-начальник ГАИ Владимира Федорова, с учетом содержания штата приставов расходы на одно исполнительное производство составляют свыше 500 рублей.
За прошлый год ФССП провела исполнительные производства по 9,8 млн. штрафов за нарушение ПДД (всего, по данным МВД, выписано 41 млн. штрафов). Из них 2 млн. оказались уже оплаченными, а на запуск исполнительного производства в среднем пришлось тратить по 300 руб. Значит, впустую было израсходовано около 600 млн. руб.
Опираясь на эти факты, Артур Парфенчиков предложил заменить мелкие штрафы на систему административных предупреждений, а штрафы назначать только за регулярные нарушения и уже на «значительную сумму». Представитель ФССП Наталья Селиванова отметила, что на коллегии службы обсуждался вариант, что штрафы за неоднократные мелкие нарушения должны начинаться с 500 руб.
«Предложение повысить минимальную планку штрафа оправданно», — поддержал инициативу ФССП замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин. Он также отметил, что сотрудники ГИБДД могут выносить предупреждения и сейчас, но для запуска предложенного приставами механизма потребуются поправки в административный кодекс.
По словам Кузина, для наказаний в диапазоне 100-300 руб. существует 31 административный состав (например, превышение скорости не более чем на 20 км/ч), на них приходится две трети всех выписанных штрафов — около 6,3 млрд. руб.
Эксперты считают, что предупреждение не будет работать, и чтобы решить эту проблему, нужно упростить процедуру выписки протокола и оплаты штрафа. «Люди не платят мелкие штрафы не потому, что денег жалко, просто это отнимает много времени», — объясняет лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
По его словам, в отделениях Сбербанка большие очереди, сложно разобраться с реквизитами. Такая ситуация сложилась из-за того, что деньги за штрафы поступают в местные бюджеты, а администрировать их сбор должно МВД. В итоге собирается только половина штрафов.
Люди не платят штрафы не потому, что денег жалко, а потому
что жалко времени
В краевом ГИБДД уверены, что гораздо эффективнее отказаться от системы предупреждений и просто повысить размер минимального штрафа.
«Сотрудники ФССП таким предложением решают лишь свои проблемы — минимизировать расходы на исполнительное производство. Отказ от небольших штрафов снизит расходы, однако это не означает, что сократится число аварий и нарушений ПДД, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ старший инспектор отделения пропаганды ГИБДД по краю Галина Холетина. — Предупреждения не приносят такого эффекта, какой бы обеспечил повышенный штраф. Можно конечно, уговаривать людей пристегиваться, выписывать административные предупреждения, но лучше заставить их это сделать, повысив размер штрафа, а потом уже объяснять, что это делается для их безопасности».
РЕКЛАМА-МАМА уверена, что в споре двух ведомств права третья сторона — население России. Другими словами, поступить надо не так как удобней судебным приставам или инспекторам ГИБДД, а так, чтобы максимально эффективно бороться с аварийностью и смертностью на российских дорогах. Именно это и должно быть целью, а не решение технических проблем того или инного ведомства.