Дабы сократить общие расходы на персонал, компании уходят от переменной составляющей в оплате труда и переводят сотрудников на фиксированные оклады. Кроме этого работники многих компаний лишатся рабочих поездок, программ обучений, компенсаций расходов за мобильную связь и использование личного автомобиля.
Работодатели оптимизируют расходы, уходя от премий и бонусов
Текущая экономическая ситуация заставляет работодателей пересматривать планы развития и обращаться к программам, направленным на оптимизацию бизнес-процессов и сокращение затрат, включая расходы на персонал.
Как пишут «Ведомости», ссылаясь на февральский обзор компании «Эрнст энд Янг», опросившей 100 крупных российских компаний, более половины предприятий намерены сократить общие расходы на персонал в 2009 году.
Сократить «лишних» сотрудников планируют лишь 10% респондентов, остальные компании решили оптимизировать бизнес-процессы более гуманно. В первую очередь оптимизация расходов коснется бюджетов на обучение. Больше половины участников обзора запланировали такое сокращение в 2009 году, а часть компаний уже провела его в конце минувшего года. Сокращение расходов также коснется командировок, их сократят более половины опрошенных компаний. На отказе от процедур продвижения и повышения квалификации сотрудников планируют сэкономить более 20% респондентов.
Оптимизация коснется и зарплат сотрудников. Предприятия будут экономить за счет отказа от выплаты премий и бонусов. Около 30% компаний заявили, что пересмотрят политику краткосрочного премирования и критерии начисления премиальных выплат в 2009 г в сторону сокращения. При этом многие из респондентов еще не произвели выплат переменной части вознаграждения за прошедший год.
Оклады повысят
нижнему звену и «середнячкам», а «верхушке» - обрежут
Эксперты утверждают, что за последние месяцы тренд сменился на прямо противоположный. «Если в течение последних нескольких лет наблюдалось увеличение доли переменного компонента в общем годовом вознаграждении, то на данный момент мы видим обратную тенденцию», — указывает Екатерина Ухова, старший менеджер отдела консультирования по управлению персоналом компании «Эрнст энд Янг».
Урезая бонусы и премии, работодатели планируют увеличить сумму фиксированного оклада. Об этом заявили 30% участвующих в обзоре компаний и лишь 5% респондентов намерены вместе с бонусами «порезать» и оклады. Фиксированную зарплату повысят в первую очередь менеджерам среднего звена, специалистам, вспомогательному персоналу и рабочим, и снизят ее руководителям высшего звена.
Тенденцию оптимизировать затраты на персонал, уходя от переменной составляющей в зарплате к фиксированному окладу, сокращая льготы и бонусы, подтверждают и в красноярских компаниях.
Центр аналитических исследований компании АНКОР провел опрос 23 красноярских компаний, работающих в разных сферах: 65% респондентов принадлежат к сфере производства и продаж товаров, 34% компаний — B2B и розничная торговля, 4% — фармацевтика, логистика, ИТ и телекоммуникации и 17% компаний осуществляющие деятельность в иных секторах бизнеса.
Согласно исследованию за период с октября 2008 года по февраль 2009 г. 43% компаний-респондентов отменили все или часть льгот и бонусов, предоставлявшихся сотрудникам ранее. Так же как и крупные российские компании, красноярские предприятия в первую очередь сокращают корпоративные мероприятия, программы обучения и развития, предоставление служебного автомобиля или компенсации за использование собственного, льготы на занятия спортом и физкультурой и расходы на мобильную связь.
Сотрудники недосчитаются бонусов на связь, спорт и автотранспорт
«Исследование показало, что красноярские компании начали экономить за счет уменьшения совокупного дохода персонала, отказа от бонусов и премий. Стремятся выплачивать сотрудникам только фиксированный оклад, тем самым оптимизируют расходы на персонал», — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ директор обособленного подразделения холдинга АНКОР Ольга Ивахина.
По словам эксперта, несмотря на то, что такая тенденция наиболее актуальна для компаний, работающих в сфере продаж, полностью отказаться от переменной составляющей в зарплате и начать рассчитываться с сотрудниками фиксированным окладом не получится.
«Продажи всегда были мотивированы на бонусную составляющую в зарплате. Посадить рядового «продажника» на оклад и требовать от него эффективности в работе очень сложно. Руководителей компаний это прекрасно понимают, ищут другие пути оптимизации расходов», — отмечает Ольга Ивахина.
А искать альтернативы придется. Согласно исследованию, кардинальные меры по оптимизации расходов на персонал почти в половине красноярских компаний уже предприняты — 43% компаний-респондентов уже провели сокращения. Еще 22% планируют увольнять сотрудников в текущем году. Остальным настала пора придумывать новые способы сократить издержки.