Счетная палата считала-считала, да и высчитала все про AiRUnion. Аудиторы выяснили, что авиакомпании альянса погубил не только рост цен на топливо. Менеджеры не стеснялись помогать деньгами сторонним структурам и вводили в заблуждение банки, имитируя наличие крупных сумм на счетах авиакомпаний.
Счетная палата проверила AiRUnion
Счетная палата закончила проверку ООО «Эйрюнион» и трех крупнейших авиакомпаний альянса — «КрасЭйр», «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ) и «Самары» за 2007 г. и первые девять месяцев 2008 г. Аудиторы выясняли причины, по которым альянс допустил в августе-сентябре прошлого года массовые задержки авиарейсов, а потом обанкротился, пишут «Ведомости».
Причиной краха стало резкое ухудшение финансового положения компаний, «вызванное как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом», говорится в отчете. Аудиторы констатируют, что в 2008 г. рост расходов компаний альянса превышал рост доходов «в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо», аренду и лизинг самолетов.
Общий долг «КрасЭйр», ДАЛ и «Самары» поставщикам авиакеросина на 1 октября 2008 г. достиг 3,5 млрд. руб. Но это лишь 11% от совокупной задолженности авиакомпаний. За год и девять месяцев этот показатель вырос почти в 2 раза — с 17 млрд. до 32,2 млрд. руб., говорится в отчете. Еще большими темпами росла дебиторская задолженность — с 7,3 млрд. руб. на 1 января 2007 г. до 17,4 млрд. руб. на 1 октября 2008 г.
Причиной банкротства «КрасЭйр» и Ко стал не только керосин
Но убытки и высокие долги не помешали ДАЛ осенью 2006 г. стать поручителем по кредиту Альфа-банка кипрской компании Omosa Trading Ltd. А с февраля 2007 г. по октябрь 2008 г. авиакомпания перечислила рублевый эквивалент $21,4 млн., при том, что объем обязательств составлял лишь $15 млн. При этом банк не требовал от ДАЛ гасить кредит. Платежи осуществлялись по поручениям Omosa Trading или по письмам Альфа-банка в адрес офшора.
Владелец Omosa Trading в отчете не указан. Но по состоянию на сентябрь 2008 г. компания владела более 10% акций «КрасЭйр», говорится в сообщении совета директоров авиакомпании о созыве внеочередного собрания акционеров (опубликовано в газете «Красноярский рабочий»). Братья Борис и Александр Абрамовичи контролировали 40% акций «КрасЭйр» и почти 49% — ДАЛ. Получается, что авиакомпания платила кредит за одну из их структур. Представитель Альфа-банка комментировать ситуацию отказался.
Кроме того, авиакомпании альянса постоянно перечисляли друг другу средства. Они не относились к оплате услуг друг друга и не приводили к образованию задолженности. Счетная палата полагает, что транзакции создавали для банков «видимость оборотов на расчетных счетах» и давали «возможность авиакомпаниям получать новые кредиты».
Часть вины за крах авиакомпаний аудиторы возлагают и на Росимущество с Росавиацией. В отчете указано, что госпредставители в советах директоров не обеспечивали должного контроля за действиями менеджмента. В частности, они не инициировали внесение поправок в устав, предусматривающих согласование с СД привлечения крупных кредитов и отчуждения имущества.
Борис Абрамович мелочь по карманам не тырил!
Счетная палата направила отчет в том числе в Следственный комитет при прокуратуре и в ФСБ. Источник в прокуратуре говорит, что ведомство изучит материалы на предмет наличия уголовных дел.
Газете не удалось связаться с бывшим гендиректором и совладельцем авиакомпаний Борисом Абрамовичем. Но в октябре Абрамович причиной краха называл рост цен на топливо и медлительность чиновников, затягивавших принятие решений об объединении авиакомпаний и передачу контрольного пакета AiRUnion частным акционерам. Возможность вывода активов он отрицал: «Мелочь по карманам не тырим».
А РЕКЛАМА-МАМА не считает мелочь (как и крупные) в чужих карманах. Поэтому имеющий уши — услышит, имеющий мозги — додумает. Ну, а как только прокуратура, ФСБ или арбитражный управляющий обнародуют новые данные, мы о них обязательно расскажем.