Федеральные ритейлеры прогнозируют обвал рынка бытовой техники на 15-30%. Красноярские продавцы электроники предпосылок к этому не видят, отмечая, что с ростом цен покупательская активность не уменьшается.
«Техносила» прогнозирует
падение рынка на 15-20%
Как сообщают «Ведомости», оборот рынка бытовой техники и электроники в 2009 г. снизится на 10% — до 787 млрд. рублей. Это — новый прогноз банка «Ренессанс», старый предусматривал рост на 1,3%. Сами же ритейлеры настроены еще более пессимистично.
Падение рынка может достигнуть 15-20% в рублях, предполагает вице-президент «Техносилы» Леонид Тюкавкин. 20-процентное падение закладывает и «М.видео», добавляет Надежда Киселева, пресс-секретарь компании. Игорь Немченко, гендиректор «Эльдорадо», говорит, что снижение может быть и 30-процентным.
Падение спроса на бытовую технику и электронику ритейлеры уже зафиксировали. На 20-25% упали продажи мобильных телефонов и компьютерной техники, на 12-18% — аудиотехники, DVD и фотоаппаратов; не изменились объемы продаж мелкой бытовой техники, а продажи плазменных и ЖК телевизоров даже выросли.
В «М.Видео» тоже прогнозируют
20-процентное падение продаж
Кризис заставляет компании корректировать планы. В ноябре 2008 г. в «Техносиле» пришли к выводу, что вместо 40 новых точек следует открыть только 30. «Мир», который в 2009 г. планировал инвестировать $35 млн. в открытие 21 магазина и региональных складов, теперь закладывает $12 млн. на 10 магазинов.
До красноярского рынка бытовой техники и электроники столичные тенденции пока не дошли. Местные ритейлеры отмечают: спрос, в целом, стабилен, а на некоторые группы товаров даже повышается. «Оборот продаж сохраняется на уровне прошлого года. Люди предпочитают купить технику сейчас, пока она не стала еще дороже, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ директор магазина «Дом Электроники» Павел Бирюков. — Если падение и произошло, то незначительное. Просто у покупателей появились дополнительные мотивы».
У красноярских «электронщиков»
пока все не так плохо
То же утверждают и менеджеры ТД «Комфорт», «Центра Электроники» и «Видео-2000».
Впрочем, спрос на технику подогревают не только цены. Прежний уровень продаж поддерживается еще и за счет дефицита товаров. По словам директора ООО «Промбыттех» (магазины «Альтернатива синицы») Ильи Бровермана, поставщики, ожидая падения спроса на технику в связи с девальвацией рубля, перед Новым годом опустошили все склады. Спрос остался прежним, а техники в наличии нет. «Бывает, что новый товар еще в прайс не успел попасть, а его уже купили прямо с колес», — говорит Илья Броверман.
Несмотря на внешнее благополучие, ритейлеры отмечают, что на прежнем уровне спрос едва ли сохранится долго. Цены с учетом курса доллара приходится пересчитывать ежедневно. «Стоимость техники, которая производится в России, выросла на 15% — за счет того подорожания комплектующих, — поясняет Илья Броверман. — А цены на импортные товары выросли ровно настолько, насколько подорожал доллар».
Пока рост цен только подстегивает покупателей - ведь завтра
будет еще дороже...
Как замечают игроки рынка, покупателей не пугает рост цен, даже, скорее, подстегивает, — ведь завтра будет еще дороже!
Но при постоянном повышении цен покупательская способность скоро начнет снижаться. Ритейлеры не скрывают, что с содроганием ждут дня, когда поток клиентов пойдет на спад. «Ценники стали совсем нереальные, уж не знаю, какой покупатель согласится по таким ценам товар приобретать», — сетует Павел Бирюков.
Так что же будет, когда этой «гонке затаривания» наступит предел?
«Удержать объемы продаж на прежнем уровне компании смогут только снижением наценки на товар, — уверен г-н Броверман. — Конечно, в себестоимость не уйдем, мы ведь тоже должны зарабатывать. Но цены снижать придется однозначно».