Офисные работники тратят впустую более половины рабочего дня. Пока в России рост производительности труда не будет успевать за ростом заработной платы, из кризиса нам не выбраться, считают эксперты.

Покурить и потрындеть...
Более 50% рабочего времени персонал российских компаний расходует неэффективно, — подсчитали эксперты группы компаний «Институт тренинга—АРБ про», которые в декабре 2008 г., проводя исследование «Управление персоналом в условиях кризиса», наблюдали, а затем опрашивали 2788 служащих 12 российских компаний, работающих в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале и городах Северо-Западного и Центрального административных округов.
По данным исследования, офисный персонал российских компаний, в среднем, неэффективно использует 4 часа 25 минут рабочего времени. Из них примерно 80 минут рабочие тратят на перекур, 60 минут на чаепития, еще около часа уходит на неформальное общение с коллегами; еще 45 минут занимает период, когда до и после обеда снижается интенсивность работы служащих. Кроме того, в среднем по 15 минут приходится на опоздания и преждевременный уход с работы. Итого: полдня — простой, пишут «Ведомости».
А ведь в этом исследовании еще не подсчитано, сколько времени офисные сотрудники проводят на Одноклассниках, в Контакте, на сайтах знакомств вроде Мамбы.ru или, если речь идет о Красноярске, на РЕКЛАМЕ-МАМЕ. Да и как это подсчитать — ведь, если судить по внешним признакам, человек с головой в работе. А на самом деле, дебатирует на форуме о судьбах страны или виртуально флиртует с такой же офисной бездельницей.
Однако, как считают эксперты, подобного рода утверждения корректны только для тех компаний, где эффективность напрямую зависит от времени, проведенного на рабочем месте. Для любой компании, где цель — выполнение определенных задач или проектов (большинство непроизводственных компаний), эффективность зависит не от времени, проведенного на рабочем месте, а от квалификации сотрудника и системы мотивации в компании.
По данным «Института тренинга — АРБ про», в 2008 году средняя выручка на 1 сотрудника в Японии составляла $522 300, в ЕС — $509 000, в США — $443 000, тогда как в России — $247 000.

Идеальный офис
Точны эти цифры или не очень, но средняя выручка на одного сотрудника в России ниже, чем в Европе или Японии, это очевидный факт. На это влияют как макроэкономические показатели, так и неотстроенность систем управления: некачественный отбор сотрудников на входе в компанию, отсутствие системы постановки целей и оценки достижений, отсутствие связи между результатами работы и вознаграждением, слабые управленческие навыки руководителей.
В отстраивании этих процессов и лежит основной ресурс для повышения эффективности работы людей в российских компаниях и, как следствие, конкурентоспособности российского бизнеса. Сам по себе кризис вряд ли может существенно изменить эту ситуацию. Для повышения эффективности, в первую очередь, нужна воля и системные усилия со стороны менеджеров.

«Сытые годы» разбаловали
офисный планктон
В последние годы в России рост заработной платы значительно превосходил рост производительности труда. Говорить об опасности этих процессов стали еще на пике нефтяного благополучия — в 2005 году. А в последние 2 года многие эксперты просто били тревогу.
По данным Минэкономразвития, разрыв между производительностью труда и ростом заработной платы довольно сильно увеличился 2007 году: тогда оклады выросли на 16,2%, а производительность труда — приблизительно на 6%, пишет Финам.ru. «Причем последний показатель у россиян в 6 раз ниже, чем в США», — отмечает главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин.

Мечта планктона -
интернет и работа дома!
Аналитики еще тогда предупреждали, что подобный дисбаланс может привести к кризису. Быстрорастущие доходы населения вкупе с низким ростом производительности труда стимулируют спрос, за которым не успевает предложение. В результате чего и наблюдается высокий уровень инфляции, а потребительский спрос удовлетворяется импортными товарами. Объем импорта в 2007 году перевалил за 40% и в минувшем году уже приближался к 50%.
Кризис радикально изменил ситуацию. Импорт больше не растет, а снижается, и с дальнейшей девальвацией рубля этот процесс будет только усугубляться. Рост заработной платы остановлен, во всяком случае, во внебюджетном секторе.

Типичный офис перед Великой Депрессией. США, конец 20-х годов
«КоммерсантЪ», ссылаясь на данные кадровых агентств, приводит такие цифры: число работодателей, которые снизили заработную плату своим сотрудникам, скоро достигнет 25%. В среднем зарплаты уже снижены на 19%.
Правда, правительство и регионы все еще рапортуют о происходящем и грядущем повышении оплаты труда бюджетников. Ни к чему хорошему это не приведет. Либо зарплаты административного сектора, в конце концов, приведут в соответствие с экономическими реалиями. Либо, чтобы выплачивать их, придется еще существенней девальвировать рубль, что приведет не только к снижению реальных доходов, но и к непредсказуемым социальным последствиям.
Работники тоже понимают, что претендовать на высокие зарплаты сейчас бессмысленно, и готовы идти на уступки ради рабочего места. Согласно данным Profi Online Research, 46% согласны принять предложение о новой работе с меньшей зарплатой. Абсолютное большинство (76%) готовы отказаться от многих привилегий соцпакета. Около 27% согласны на понижение в должности. И только 7% персонала настолько уверены в своих силах, что даже при потере работы ни в чем не намерены уступать нанимателям.

Офисный гламур.
Кулер обязатлен!
«Кризис остудил рынок труда, зарплаты на котором в среднем росли на 30% в год без увеличения производительности труда», — отмечает руководитель отдела по связям с общественностью Avanta Personnel Надежда Ляховская.
Ей вторит Агван Микаелян, генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Финэкспертиза»: «В последние годы рост зарплат опережал рост производительности труда в 2-3 раза. Зарплаты придется заморозить или несколько сократить».
Сохранится ли при этом негласный социальный договор, служивший в последние годы основой политической тиши да благодати в России? Звучал он примерно так: «Вы даете нам зарабатывать и нормально жить, мы не бузим, а на выборах голосуем за тех, кого вы нам укажете». Не приведут ли ухудшение экономической ситуации и снижение доходов населения к маргинализации значительной части среднего класса и, как следствие, к росту протестных настроений?
Это зависит, в первую очередь, от умелых (либо неумелых) действий власти, причем в политическом поле ничуть не в меньшей степени, чем в экономическом.