Почему автопроизводителям можно, а нам нельзя? Этим вопросом задались российские обувщики. И написали открытое письмо премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой увеличить импортные пошлины на обувь с 10% до 25%.
Надо полагать, в России началась новая тенденция в отношениях производителей и власти. В Кремль и Белый дом полетели челобитные с просьбой увеличить ввозные пошлины и таким образом поддержать отечественного производителя.
Письмо производителей обуви подписала президент Российского союза кожевников и обувщиков г-жа Мякунова. Внизу в таблице дан перечень из 54 российских предприятий, по поручению которых она и обратилась к премьеру. В число подписантов вошла и красноярская обувная фабрика «Ионесси».
Письмо написано на нешуточном эмоциональном градусе и порой поднимается до обсуждения вопросов почти философских.
«Мы продолжаем сегодня жить, работать и производить конкурентно способный товар, что подтверждается нашими покупателями — гражданами нашей страны, — говорится в документе. — Но! Многие из нас не находят разумного, с точки зрения размера получаемого дохода на единицу усилий, ответа на вопрос других бизнесменов: «А зачем вы это все делаете? Почему вы еще не уехали в Китай или Индию, где все дешевле и прибыльней?»
Ответ простой. Мы знаем, что если мы так поступим и закроем свои производства, то тысячи наших работников (а 90% — это женщины) останутся без работы и средств существования в малых и средних российских городах, где других производств просто нет, а они — мастера своего дела».
Конец цитаты. Читатель смахивает скупую слезу умиления. Дальше, однако, идут факты.
«Сейчас импортная обувь ввозится в основном из Китая по 10-14 долларов, а продается в рознице за 50-400 долларов; эта разница при 10% ввозной пошлине полностью исключает риски импортеров. Емкость отечественного обувного рынка огромна и составляет 10-12 млрд. долларов, при этом доля российских производителей после 2005 г. опустилась с 19% до 10%, что ниже порога безопасности», — пишут российские обувщики.
Ну, а прямое обращение к премьер-миннистру в финале способно тронуть сердце даже самого прагматичного государственного мужа.
«Уважаемый Владимир Владимирович! Пока не поздно, мы просим, в срочном порядке увеличить до 25% импортные пошлины на все виды готовой обуви. Принятие такого решения послужит сигналом для бизнеса и инвесторов, и мы готовы утроить объемы выпуска продукции в течение ближайших двух лет. Страна не останется без обуви! У нас есть фабрики, технологии, системы дистрибуции. Недостающий для решения поставленной задачи персонал мы наймем и обучим из числа сокращаемых работников других отраслей. И мы точно справимся при Вашей поддержке!»
Страна не останется без обуви! У нас есть фабрики, технологии, системы дистрибуции...
Надо полагать, после обувщиков с просьбой поднять пошлины премьеру напишут российские производители трикотажа и верхней одежды, нижнего белья и косметики, детской игрушки и спортинвентаря.
Но — шутки в сторону! РЕКЛАМЕ-МАМЕ кажется, что за наметившейся тенденцией производителей продукции просить воздвигнуть вокруг страны высокий таможенный забор стоят вопросы очень серьезные. Действительно, почти философские.
Допустим, завтра Владимир Путин отреагировал и в очередной раз «поддержал» отечественного производителя. Каким будет следующий шаг? Десять к одному — повышение цены на отечественную продукцию. Знаем, проходили в случае с АВТОВАЗом. А вот улучшится ли качество отечественной обуви? Здесь, скорее всего, ответ отрицательный.
Конечно, сегодня продукция российской обувной промышленности — это вам не советские ботинки модели «Прощай, молодость!». И значительная часть населения необъятной родины носит российские сапоги и ботинки с удовольствием. Но будет ли у предприятий стимул улучшать собственную продукцию, когда иностранные производители будут вытеснены с рынка с помощью таможенных барьеров? Вопрос риторический.
Обувщики в письме вспоминают про 98-й год: «В период кризиса 1998 года мы выстояли и за считанные месяцы в разы нарастили объемы производства, обеспечив страну обувью в условиях практически отсутствующего импорта».
А кто мешает развивать производство сейчас, когда подорожавшая валюта и без поднятия пошлин дает существенные преимущества отечественному производителю, работающем на отечественном сырье? Нет ответа.
На самом деле, вопрос глубже, чем кажется. Имеет ли смысл в условиях глобального экономического кризиса проводить жесткую изоляционистскую политику — поставить на границе заборы, навесить замков и потреблять исключительно то, что производим? Или все-таки попытаться пережить непростые экономические времена, оставаясь встроенными в глобальное экономическое пространство, в общемировые процессы? От ответа на этот вопрос будет зависеть, в какой стране мы проснемся, когда кризис, наконец, закончится.
Главное, чтобы нам не пришлось нашей выстоявшей в кризисе Родиной гордиться в телогрейках и кирзовых сапогах, а женщинам — в телесного цвета панталонах, с губной помадой, которой хорошо чистить потемневшие от времени золотые украшения.