В период кризиса крупные активы переходят из рук в руки со скоростью, в экономически спокойное время невозможной. Оглянуться не успеешь, как «Эльдорадо» уже отошло чехам, а братьям Абрамовичам махнул крылом их последний крупный авиаперевозчик — венгерская компания Malev.
На прошлой неделе владелец «Эльдорадо« Игорь Яковлев и PPF Group договорились о передаче 51% акций ритейлера чешской группе, сообщил «Ведомостям» источник одной из структур PPF Group. Источник в «Эльдорадо» уточнил, что стороны договорились об этом в пятницу. Сделка будет оформлена как списание кредита на $500 млн., выданного PPF ритейлеру в сентябре 2008 г. под залог 51% акций, добавляют собеседники «Ведомостей». Еще осенью стороны договорились, что чешская группа имеет право потребовать возврата денег или конвертировать долг в контрольный пакет акций «Эльдорадо».
«Эльдорадо» запомнилось
красноярцам скандальными рекламными кампаниями
По словам источника в «Эльдорадо», после завершения сделки представители PPF Group войдут в совет директоров сети пропорционально купленной доле и будут курировать финансовый блок компании. Менеджмент компании менять не планируется: в PPF Group довольны антикризисной программой, которую проводит нынешнее руководство ритейлера.
Яковлев продает контрольный пакет акций «Эльдорадо» не от хорошей жизни. Проблемы у компании возникли еще год назад.
Тогда по результатам проверки деятельности оптовой компании ООО «Эльдорадо» за 2004-2005 гг. налоговая инспекция предъявила ей претензии (с пенями и штрафами) почти на 15 млрд. руб. Тогда же банки потребовали от компании досрочно погасить кредиты на $400 млн. Из-за этого поставщики сети приостанавливали поставки товаров. Полученный от PPF Group кредит сеть направила на погашение долгов перед поставщиками и банками.
Торговая сеть состоит из 1300 магазинов в 600 городах России и более 400 салонов связи в России и на Украине. На территории Красноярска работают 4 магазина сети «Эльдорадо». «Эльдорадо-Красноярск» не раз становилось объектом скандалов, связанных с недобросовестной рекламой и с вводом в заблуждение потребителей при определении правил гарантийного и сервисного обслуживания.
А вот венгерская авиакомпания Malev упорхнула от красноярца Бориса Абрамовича к российским госструктурам.
Он улетел. И не обещал вернуться
В субботу в Будапеште контроль над венгерской авиакомпанией Malev перешел от совладельца альянса AiRUnion Бориса Абрамовича к госкорпорации «Банк развития и внешней экономической деятельности (ВЭБ)», пишет «КоммерсантЪ». Этот вопрос решался на правительственном уровне — для его обсуждения 24 января Будапешт посетил первый вице-премьер Виктор Зубков в сопровождении гендиректора ОАО «Аэрофлот» Валерия Окулова и зампреда правления ВЭБа Анатолия Балло. На официальном уровне и Виктор Зубков, и Янош Вереш признали «неэффективность управления Бориса Абрамовича компанией Malev в условиях финансового кризиса».
В 2007 г. братья Абрамовичи стали собственниками 49% акций компании Airbridge Zrt, владеющей 99,95% акций венгерского перевозчика. Еще 49,5% владели различные венгерские структуры, аффилированные с господином Абрамовичем. Все эти акции находились в залоге у ВЭБа, финансировавшего приватизацию Malev.
По данным «Ъ», за Malev
Борис Абрамович выручил немного
Как стало известно «Ъ», одновременно с переговорами на правительственном уровне 24 января Борис Абрамович в Будапеште подписал документы о продаже своего пакета Airbridge Zrt (49,5%) Внешэкономбанку. По данным «Ъ», личная прибыль Бориса Абрамовича от этой сделки невелика. Сам же ВЭБ уже потратил на Malev €20,5 млн. Как сообщил «Ъ» Виктор Зубков, €8 млн. пошли на погашение налоговой задолженности авиакомпании и €12,5 млн. — на решение других вопросов.
«Аэрофлот» нанят как управляющая компания со стороны ВЭБа, добавляет собеседник «Ъ»: менеджеры российской авиакомпании подготовят стратегию развития компании и бизнес-план, который будет утверждаться советом директоров Malev.
Сложность сделки обусловлена тем, что сам ВЭБ купить напрямую больше акций не может: по законам Евросоюза, авиакомпании, контролируемые нерезидентами ЕС, не могут пользоваться европейским договором об «открытом небе». Таким образом, как заявил венгерский министр финансов Янош Вереш, 51% акций Airbridge останется у венгерских компаний и компания не потеряет статуса европейского перевозчика.
Что ждать красноярцам от всех этих головокружительных смен собственников? Да, наверное, ничего. Разве что новые хозяева решат перепрофилировать «Эльдорадо» под продажу чешского пива. Сделать это было бы легче, чем изменить отношение работников сети к клиенту и качество сервисного обслуживания...