В СМИ появились сообщения, что на Таймыре снова неспокойно. Люди выходят на улицу с требованиями придать бывшему субъекту Федерации особый статус. Жить на Таймыре после объединения стало только хуже, утверждают смутьяны. Все дело в амбициях отдельных политиков, проигравших выборы, — парируют их оппоненты.
Шаман камлал
за особый статус Таймыра
Как рассказало САН, 1 ноября Ассоциация коренных и малочисленных народов Таймыра провела митинг протеста «Защитим особый статус Таймыра ВМЕСТЕ». Представители всех пяти этносов Таймыра (долгане, нганасане, ненцы, эвенки, энцы) вышли на 20-градусный мороз, установили чум и пригласили местного шамана.
На митинге собравшиеся высказали недовольство своим положением после объединения Таймыра и Эвенкии с Красноярским краем и собрали подписи под обращением в адрес федеральных органов власти с требованием создать Таймырский Долгано-Ненецкий округ. Под конец митинга, по древним обычаям, шаман спел песню о земле предков, а затем в чуме совершил обряд камлания. По его словам боги и духи помогут людям Таймыра.
«Статус района, когда-то навязанный Думой округа без общественного обсуждения, не учитывает географические, климатические и транспортные особенности территории, — говорится в сообщении сайта Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (АКМНСС и ДВ). — Подверглись сокращению ряд учреждений, полномочия других значительно урезались. Охотинспекция, гострудкомиссия, военкомат и другие учреждения перебазировались в г. Норильск. Получить простую справку для жителей отдаленных поселков стало невыполнимой задачей. Транспортные затраты порой достигают 15000 рублей в одну сторону, а средняя зарплата охотников, рыбаков, оленеводов, кем трудятся, как правило, коренные малочисленные, составляет 2-4 тыс. руб. в месяц».
Особый статус Таймыра уже прописан в Уставе Красноярского края
По информации организаторов, митингующих было 110 человек. Таймырские власти утверждают, что не более 50-и. И из этих 50-и едва ли не половина — милиция, представители «органов», случайные прохожие и таксисты.
Вчера Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края прокомментировало САН это событие. По словам чиновников, на Таймыре все в порядке, а «мутят воду» некие личности, недовольные исходом прошедших на Таймыре выборов.
По информации Агентства, все услуги, которые оказываются государственными учреждениями - военкоматом, охотинспекцией и т.д. — вполне доступны населению на местах проживания. А максимальные транспортные расходы на проезд из самого отдаленного поселка в Норильск или Дудинку не превышают 5000 рублей в одну сторону. Более того, по словам начальника финансово-экономического отдела Агентства по делам Севера Ольги Омалыхиной, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, предоставившая информацию о митинге, не является легитимно зарегистрированной организацией. Как сообщил депутат Законодательного Собрания Анатолий Абосов, подобных фондов и ассоциаций малочисленных народов в Красноярске существует множество, и среди них немало авантюристов, даже никогда не посещавших Таймыр.
По одной информации в митинге приняло участие 110 человек, по другой - 50.
Но прислушаться к людям стоит в любом случае
Интересно, что в 2005 году, когда проходил референдум об объединении Красноярского края с Таймыром и Эвенкией, в легитимности Ассоциации КМНС никто не сомневался. Напротив, она была одним из активнейших участников объединительного процесса, ее «поднимали на щит» и затыкали все идеологические дыры. Теперь вот почему-то стала нелегитимной.
Рассказать, что же на самом деле произошло на Таймыре, РЕКЛАМА-МАМА попросила вице-президента краевой АКМНС, руководителя таймырского местного отделения партии «Единая Россия» Сергея Сизоненко.
— У нас прошел президиум Ассоциации, на нем из одиннадцати человек митинг поддержали всего двое. Так что это не инициатива Ассоциации, это инициатива отдельных лиц. По поводу статуса Таймыра — Устав Красноярского края, статья 170: черным по белому написано, что Таймыр и Эвенкия имеют особый статус. Сейчас принято решение и идет подготовка отдельного краевого закона об особом статусе Таймыра и Эвенкии.
Что касается госучреждений — такая проблема была: поскольку мы потеряли статус субъекта Федерации, нам их иметь не положено. Но сейчас открыты представительства, которые принимают людей на местах. Все решается в рабочем порядке, и край нам оказывает полное содействие. Губернатор наши проблемы понимает, поскольку сам жил на Таймыре, и всегда идет навстречу.
В этой ситуации собирать какие-то митинги и «размахивать шашкой» неправильно. Дело в том, что люди, которые организовали митинг, участвовали в избирательной кампании и проиграли. С помощью таких акций они пытаются решить вопросы своего трудоустройства.
РЕКЛАМЕ-МАМЕ произошедшее удивительно напоминает акцию «Помоги Таймыру!» времен губернаторских выборов. С одной стороны, в основе точно также лежат реальные проблемы людей, живущих на Крайнем Севере. С другой — решаются совсем другие задачи в интересах отдельных личностей.
Мы будем следить за развитием событий.