Для металлургической отрасли наступили непростые времена. Если не предпринять чрезвычайных мер, серьезные проблемы могут начаться и у Красноярского алюминиевого завода.
Ситуация на КРАЗе вызывает беспокойство у профсоюзов...
31 октября председатель Краевой федерации профсоюзов Олег Исянов провел пресс-конференцию. Как сообщает Newslab, в числе предприятий, вызывающих беспокойство профсоюзной организации, он назвал Красноярский алюминиевый завод.
«У нас уже есть информация, что в связи с уменьшением финансовых поступлений от потребителей алюминия, которые просят отсрочки платежей, Красноярский алюминиевый завод также вышел на переговоры со своими подрядными организациями, — отметил Олег Исянов. — КрАЗ просит передвинуть сроки расчета за оказываемые ему услуги и за отгружаемую продукцию.
Пока там нет приказов о приостановке работы или тем более об увольнении, но экономика предприятия уже замедлила свои темпы. У предприятия возникли проблемы на уровне взаимоотношений с подрядчиками».
Такая информация не может не вызывать тревогу. Конечно, доля КрАЗа в краевом бюджете значительно меньше, чем «Норильского никеля», а потому его проблемы не могут столь существенно сказаться на доходах края (см. «Норильский никель» может утопить край»). Почему так сложилось — тема для отдельного материала.
Однако усугубление экономической ситуации на КрАЗе чревато социальными последствиями для Красноярска, и в особенности — для Советского района. Как-никак, на предприятии работает около 5 тыс. человек. И если на КрАЗе начнутся проблемы, то эти люди и их семьи моментально окажутся в группе «социального риска». И это не считая многочисленных подрядчиков, у которых, судя по словам профсоюзного лидера, некоторые проблемы уже начались.
Экономическое положение гиганта металлургической отрасли зависит от многих факторов. Главный из них — цена на готовую продукцию, которая формируется на Лондонской бирже металлов. А вот с ценой как раз не все в порядке.
Она устойчиво падает, начиная с лета, и недавно достигла критической отметки в $2000 за тонну. Последнюю неделю цена незначительно колеблется вокруг этой цифры. А по мнению генерального директора UC Rusal Александра Булыгина, уже при цене 2500 долл. за тонну металла для 75% производителей алюминия в Европе, США и Китае бизнес перестает быть рентабельным.
Динамика цен и зарегистрированных запасов Алюминия на LME (данные metaltorg.ru)
После ее пикового значения $3380 за тонну в июле, цена на алюминий упала уже на 40%. А складские запасы, как видно из графика, наоборот, все увеличиваются. Запасы металла на Лондонской бирже с начала года утроились и достигли 1,5 млн. т. Это приводит к тому, что производители крылатого металла вынуждены сокращать производство.
Александр Булыгин, генеральный директор
UC Rusal, обратился
к правительству...
Как отмечает РБК daily, крупнейший в Китае производитель алюминия Chalco недавно заявил о 18% сокращении мощностей. Кроме того, китайские производители призвали правительство помочь отрасли через экспортные налоговые льготы, кредиты и через покупки алюминия в стратегические резервы.
Как стало известно вчера, с аналогичным предложением к правительству вышли и российские производители.
UC Rusal обратилась к вице-премьеру Алексею Кудрину с предложением создать стратегический госрезерв металлов для стимулирования российской обрабатывающей промышленности и стабилизации цен на этом рынке. При этом для поддержания рынка алюминия и предотвращения падения цен на него компания предлагает подписать межправительственное соглашение с рядом стран о сокращении производства металла на 10% сроком на два года.
Похожими методами пользуется ОПЕК для удержания цен на нефть.
В противном случае, как указывает в письме генеральный директор UC Rusal Александр Булыгин, из-за мирового кризиса российская металлургия может лишиться 1,2 млн. рабочих мест, 1 трлн. руб. доходов от экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, российский бюджет — 200 млрд. руб. налоговых поступлений.
В общем, если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, мало никому не покажется. Однако на КрАЗе отказываются признавать экономическую ситуацию на заводе не только критической, но и даже тревожной. На просьбу РЕКЛАМЫ-МАМЫ прокомментировать ситуацию, пресс-служба КрАЗа сообщила, что «падение мировых цен на алюминий на работе Красноярского алюминиевого завода не сказывается».
«Говорить о критической цене на алюминий для КрАЗа некорректно, — сообщается в официальном релизе, — поскольку на себестоимость тонны алюминия влияют разные факторы — цена электроэнергии, ж/д тарифы и т.п. С начала года мы работаем над оптимизацией внутренних затрат предприятия, и достигнутые в этом направлении результаты позволяют с оптимизмом смотреть в будущее».
«Русал» пока не собирается замораживать инвестиционные прокты в Богучанах и Тайшете
Как сообщает пресс-служба, РУСАЛ не собирается и замораживать крупнейшие инвестиционные проекты на территории края и соседних областей. «Реализация инвестиционных проектов компании РУСАЛ на территории края — строительство Богучанского алюминиевого завода, Тайшетского алюминиевого завода, Богучанской ГЭС — идет в соответствии с графиком», — говорится в релизе.
Кроме того, в пресс-службе завода опровергли слухи о 30% сокращении ИТР уже в 2009 году, хотя и подтвердили, что на предприятии с начала года реализуется «программа мер по повышению эффективности производства и снижению внутренних затрат». В ее рамках, в частности, производится поэтапный перевод работников электролизных корпусов на график «5+2» (стандартная рабочая неделя — 5 рабочих дней, 2 выходных).
О сокращениях
на КРАЗе речь не идет
«Внедрение данной схемы позволяет уйти от работы в ночные смены, повысить контроль качества технологии производства алюминия, сократить потери рабочего времени и положительно повлиять на эффективность производства», — говорится в официальном релизе предприятия.
Оптимизм красноярских «алюминщиков» заражает. Редакции РЕКЛАМЫ-МАМЫ тоже хочется верить, что «падение мировых цен на алюминий никак не скажется на работе КрАЗа». Однако элементарный здравый смысл говорит об обратном.
В условиях падения цен на металлы кризиса металлургической отрасли можно избежать, если на помощь металлургам придет государство. Например, обеспечив сбыт за счет создания стратегического госрезерва металлов, как предлагает руководство РУСАЛа. Но вот хватит ли у государства денег на всех? Или какими-то отраслями придется пожертвовать?
Ответ на этот вопрос зависит от того, как долго продлится «ценовое пике». Эксперты предполагают, что рост цен на металлы можно будет увидеть не раньше второго полугодия 2009 г. В первую очередь это может быть связано с восстановлением экономики США, вслед за которой можно ожидать постепенного выхода из рецессии всей мировой экономики.