Российский потребительский рынок пока стабилен, утверждают эксперты. Однако, по данным опросов, россияне уже готовятся отказаться от расходов, которые не являются жизненно обязательными.
Inditex Russia
не чувствует снижения потребления
Российский потребительский рынок — один из немногих, сохраняющих стабильность, считает Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе. По данным Nielsen, пока в России структура потребительских расходов существенно не изменилась.
Как сообщают «Ведомости», российские ритейлеры и компании сферы услуг падения спроса не прогнозируют. «Мы не чувствуем никаких изменений, падения продаж не наблюдается», — уверяет представитель компании Inditex Russia (торговля одеждой) Ангелина Семенюк.
Не заметно, чтобы покупатели стали экономить на технике, вторит Илья Новохатский, пресс-секретарь сети «Эльдорадо». Продажи сети в октябре, по сравнению с сентябрем, выросли на 25%, указывает он. А, например, спрос на дорогие плоскопанельные телевизоры увеличился на 30%. Кризис даже повысил спрос на бытовую технику: часть россиян решила тратить на ее покупку свободные деньги, уверяет Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью сети «Техносила». Выручка компании растет от месяца к месяцу, например, прирост октября к сентябрю составит 9-12%, уверяет она.
«Мадакаскар-2»
покажет, повлиял ли кризис
на индустрию кинопроката
Повлиял ли кризис на посещаемость кинотеатров, пока не ясно, говорит Сергей Некрасов, заместитель главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня». Объем киносборов сильно зависит от качества картин, идущих в прокате, поэтому пока статистика неоднородная. Как повлияет кризис на кинопрокат, станет ясно уже после праздников — вчера в прокат вышел потенциальный хит «Мадагаскар-2» и, если он принесет низкие сборы, это будет свидетельствовать о проблемах в индустрии, считает Некрасов.
Многие крупные бизнесмены не собираются отказываться и от благотворительной деятельности. Так, Фонд Михаила Прохорова не планирует урезать бюджет следующего года. «В 2009 году планируется расширение деятельности Фонда, — рассказывает соучредитель фонда, главный редактор журнала и издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. — Если раньше мы в основном работали в Красноярском крае, то сегодня выходим на федеральный уровень с такими конкурсами, как, например, «Новый театр» и «Новая роль библиотек в образовании».
Однако многие россияне, если и не стали тратить меньше, то морально уже готовы к этому. Более половины россиян опасаются, что финансовый кризис уже в ближайшие месяцы скажется на их жизни, и готовы отказаться от заграничных путешествий, походов в рестораны, покупки автомобиля и даже бытовой техники.
От отдыха за границей уже готовы отказаться четверть россиян, показывают результаты опроса исследовательской компании Synovate Russia, в котором приняли участие 1000 жителей российских городов-миллионников.
Большинство россиян пока
не экономят на питании
Финансовый кризис пока не затронул более половины опрошенных (56%), но 60% опасаются его влияния на жизнь в ближайшие месяцы и думают о сокращении так называемых жизненно необязательных расходов, на которые в среднем человек тратит около 20% средств.
26% респондентов готовы в первую очередь вычеркнуть из своих планов отдых за границей всей семьей, 19% — посещение кафе и ресторанов, 17% — покупку автомобиля, 11% — приобретение бытовой техники, по 10% - поездки за город на выходные и празднование Нового года вне дома.
От привычных, но дорогостоящих продуктов питания и от походов в рестораны и кафе уже отказались 9% россиян, сообщают данные опроса, проведенного в конце октября исследовательским центром портала www.superjob.ru. 8% опрошенных значительно изменили свой рацион ради экономии. Впрочем, 83% респондентов питаются так же, как и всегда, утверждая, что кризис протекает для них практически незаметно.