AirUnion, ни в виде альянса, ни в виде объединенной авиакомпании, скорее всего, уже не будет. Такую информацию приводит источник Ъ, знакомый с планами «Ростехнологий».
Судя по всему, введя ограничение на зимнюю программу полетов альянса и запретив авиакомпаниям, входящим в AirUnion, продажу билетов на рейсы зимнего сезона, Росавиация фактически дала понять, что в ноябре альянс может прекратить существование.
По мнению источника в Минтрансе, лучшим решением для AirUnion сейчас будет добровольное заявление о собственном банкротстве и введение внешнего управления. Это позволит наложить мораторий на претензии кредиторов по старым долгам и попытаться восстановить текущую деятельность компаний. Если и эта мера не даст результата, то компании могут действительно прекратить свое существование, но серьезного кризиса на рынке не будет: в ожидании некоторого спада объемов перевозок, вызванного топливным кризисом, крупные авиаперевозчики без особых проблем примут на себя пассажиров альянса AirUnion.
По мнению экспертов, спасать AirUnion бессмысленно, но «дотянуть» его до конца летнего сезона необходимо, поскольку если альянс полностью прекратит полеты сейчас, обслужить сотни тысяч его пассажиров будет попросту невозможно.
В мае 2008 г. Д. Медведев подписал указ о передаче госактивов AirUnion Ростехнологиям
Появились и первые размышления о причинах случившегося кризиса альянса. Так, по мнению РБК, кризисная ситуация с AirUnion обусловлена несогласием частных акционеров альянса Бориса и Александра Абрамовичей по вопросам контроля в нем. Напомним, что по предварительным договоренностям 51% альянса должен был отойти госкорпорации и 49% - частным акционерам. Но частные акционеры компаний альянса неоднократно не соглашались с такими условиями.
Теперь эксперты отмечают, что все компании альянса постепенно наращивали долги, тогда как другие авиакомпании, принадлежащие тем же братьям Абрамовичам (Malev и SkyExpress), продолжают работать в прежнем режиме. И что даже при условии банкротства альянса AirUnion, красноярские бизнесмены остаются владельцами перевозчика Malev, 40% Красноярского аэропорта Емельяново и участвуют в SkyExpress.
Тем не менее, в Красноярске среди наблюдателей, имеющих контакты с менеджментом AirUnion, главной фигурирует версия, что инициатором кризиса выступило «государство». Которое ставит своей целью получение полного контроля над альянсом, оставив Абрамовичам лишь 10%, с условием отхода их от участия в управлении авиа-активами.