Генпрокуратура, по сообщению «РБК daily», предписала силовикам игнорировать налоговый кодекс, который запрещает возбуждать уголовное дело по налоговым преступлениям до решения налоговой инспекции.
По мнению некоторых аналитиков, это может привести к тому, что следователи вновь начнут, по меткому выражению Дмитрия Медведева, «кошмарить» бизнес. В краевом ГУВД пояснили, что следователи, занимающиеся расследованием налоговых преступлений, работают с налоговыми органами в прежнем режиме согласно действующему законодательству.
Генпрокуратура, по сообщению «РБК daily», предписала силовикам игнорировать налоговый кодекс
Напомним, запрет уголовного преследования субъектов малого и среднего бизнеса до решения налоговой инспекции, был введен федеральным законом с начала этого года и стал продолжением проводимой властями либерализации уголовного законодательства.
Однако, как сообщает издание «РБКdaily», в распоряжении которого оказалось письмо замгенпрокурора РФ Виктора Гриня, адресованное прокурорам субъектов Федерации, в применении некоторых норм федерального закона возникли разногласия.
В ряде субъектов РФ преследование лиц за совершение налоговых преступлений осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа. При этом решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятое на основании материалов доследственной проверки, признается необоснованным, что, по мнению Генпрокуратуры, ограничивает полномочия сотрудников ОВД и не способствует выявлению и раскрытию указанных преступлений.
Г-н Гринь считает, что правом выявлять факты уклонения от уплаты налогов и сборов оперативные подразделения наделяет закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Законодательство же о налогах и сборах, по версии замгенпрокурора, регулирует «лишь властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения». Налоговые правонарушения и ответственность за них закреплены в 6-м разделе НК РФ, где упоминания об уголовной ответственности нет, отмечает г-н Гринь.
Таким образом, поправки в НК распространяются только на действия налоговых органов, и они не могут ограничивать «процессуальную самостоятельность органов дознания, следствия и оперативных подразделений», резюмирует замгенпрокурора. Поэтому при наличии повода и основания органы предварительного следствия обязаны возбудить уголовное дело и в 10-дневный срок уведомить соответствующий налоговый орган.
Как считают некоторые юристы и правозащитники, прокурорская позиция может привести к тому, что следователи, как и раньше, основываясь только на своих подозрениях, создадут для бизнеса «кошмарные» условия.
«С чисто формальной точки зрения Генпрокуратура права, — замечает партнер юридической фирмы «Юков, Хренов и партнеры» Александр Иванов. — Внесение изменений в НК РФ не влияет на содержание норм уголовно-процессуального законодательства. Однако прокурорская позиция вряд ли вызвана лишь заботой о верховенстве права. Скорее силовики хотят успеть «покошмарить» бизнес, пока поезд не ушел».
С формальной точки зрения Генпрокуратура права
Из-за позиции прокуратуры в области борьбы с налоговыми преступлениями мало что изменится, уверен эксперт. Однако если следователи, как и раньше, будут возбуждать дело лишь по подозрению, то деятельность компании, попавшей под прицел, может быть парализована.
Заведение уголовного дела негативно скажется на ее репутации, а в некоторых случаях может привести и к краху компании, даже если факты не подтвердятся и дело будет закрыто.
Комментировать возможные последствия и изменения в работе следователей, к которым может привести пояснительная записка от Генпрокуратуры, в краевом ГУВД отказались, аргументируя это тем, что данный документ к ним не поступал, и указаний от региональной прокуратуры тоже не было.
Начальник отдела Следственной части Главного следственного управления ГУВД по краю Николай Панин пояснил ДЕЛА.ru, что следователи работают в прежнем режиме. Сначала любое сообщение о правонарушении, в том числе и о нарушении налогового кодекса, подвергается проверке на достоверность, после чего следователи обращаются в налоговые инспекции для проведения мероприятий.
«Наш отдел занимается расследованием уголовных дел о налоговых преступлениях. В течение прошлого года налоговое законодательство неоднократно менялось. Но порядок проверки сообщений о преступлениях регламентируется не налоговым, а уголовно-процессуальным кодексом. Поэтому наша работа идет в обычном режиме, — рассказывает Николай Панин.
— До решения вопроса о возбуждении уголовного дела Управлением по налоговым преступлениям ГУВД края проводится проверка того, есть ли в действиях лица нарушения налогового законодательства. Если есть, то материал передается в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Наша работа идет в постоянном взаимодействии и с оперативными службами, и с налоговыми органами. Потому что налоговые органы при проведении своих проверок также уведомляют нас об обнаруженных фактах нарушения налогового законодательства».