Эпохальный закон о торговле едва успел вступить в силу, а продуктовые сети, по словам поставщиков, уже нашли способы, как обойти заложенные в документе ограничения. Ритейлеры, как ни в чем не бывало, получают привычные «пирожки» в виде сниженных закупочных цен и продажи маркетинговых услуг.
Ожидаемого улучшения отношений между поставщиками и ритейлерами не произошло
О «торговом» законе, который федеральные власти с такой тщательностью разрабатывали, а потом с не меньшим упорством принимали, РМ писала неоднократно (см. «Так ли уже страшен закон о торговле», «Закон о торговле становится жестче»).
Однако ожидаемого улучшения отношений между поставщиками и ритейлерами не произошло. Как пишет «РБКdaily», крупные торговые сети не хотят довольствоваться 10% бонусом от поставщиков, единственной позволительной скидкой, прописанной в документе, и ухитряются, как и прежде, получать до 30-50%.
Так, по словам представителя крупного поставщика бакалейной продукции, работающего с Metro Cash & Carry, «Ашаном», X5 Retail Group, сети, не желая получать законный бонус в 10%, добирают доходность за счет коррекции закупочной цены. «Принимать протокол согласования цены ритейлеры будут только после того, как мы снизим стоимость продукции», — отмечает поставщик.
По его словам, договоренность о снижении закупочной цены есть с Х5, в результате которой общий бонус компании составляет 30%. В X5 признают, что пытаются компенсировать свои потери из-за новых ограничений.
«Мы не можем допустить роста цен для наших покупателей. Поэтому будем компенсировать потери, вызванные запретом на бонусы с поставщиков, за счет снижения закупочных цен», — объясняет руководитель отдела по связям с общественностью компании.
Другой вариант восполнения своих потерь — заключение рекламных договоров. По словам московских поставщиков, крупные торговые сети, такие, как немецкий ритейлер Metro Cash & Carry, предлагают заключать договоры на оказание маркетинговых услуг, без которых вопрос о поставке продуктов рассматриваться не будет.
Аналогичные ходы, по словам красноярских поставщиков, используют и местные ритейлеры. Как рассказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ торговый представитель поставщика хлебобулочных изделий, на политику местных крупных продуктовых сетей в отношении с поставщиками закон никак не повлиял.
Немецкий ритейлер Metro Cash & Carry заключает договоры на маркетинговые услуги, без которых вопрос о поставке продуктов не рассматривается
«То, что супермаркеты будут обходить закон, было ясно еще до его принятия. Есть разные способы, чтобы добрать деньги с поставщиков.
Первый — снижение закупочной цены. Поставщика вынуждают снизить цену, только после этого сеть заключает договор на поставку. В итоге супермаркеты получают удвоенную прибыль, — рассказывает РМ поставщик.
— Второй — продажа супермаркетом пакета маркетинговых услуг, то есть размещения в их газетах, участия в акциях и т.д. Второй вариант носит добровольный характер, но обе стороны понимают, что без покупки этих услуг договор о поставке продуктов значительно потеряет в объеме.
Способов вхождения в сеть много, но способ заключения договоров на нормальный объем продуктов один — платить деньги. Без этого ты, может, и заключишь договор на поставку, но он будет на невыгодных условиях и такой минимальный, что лучше его и не заключать вовсе».
«Заключить договор на бумаге — это одно. Но вопросы о том, какое количество товара у тебя купят, на каких полках он будет стоять и по каким ценам, как решались, так и сейчас решаются отдельно, при личной беседе, — вторит коллеге по работе торговый представитель красноярского поставщика молочных продуктов Иван. — И в подавляющем большинстве случаев решение этих вопросов сопровождается дополнительными тратами поставщика, маркетинговыми соглашениями, акциями, выгодными для сетей, и снижением закупочных цен».
В сети супермаркетов «Командор» пояснили, что условия договоров поставки приводятся в соответствие с нормами закона, поэтому до 1 августа 2010 г. все договоры будут перезаключены. При этом ритейлеры отметили, что новые условия будут индивидуально согласованы с каждым контрагентом, а оказание маркетинговых услуг сетью не является обязательным для поставщиков.
«Снижение закупочных цен ведется нами постоянно, и эта работа не зависит от принятия закона о торговле, — рассказывает РМ руководитель отдела категорийных менеджеров сети супермаркетов «Командор» Петр Киреев. — Пакет маркетинговых услуг предлагался нами всегда, и его условия нисколько не изменились. Эти услуги являются добровольными, более того, у нас очередь из желающих купить эти услуги. Нам не надо обязывать поставщиков к этому, они сами видят результаты оказания таких услуг, и многие готовы купить их сразу на год».
Любым магазинам интереснее и выгоднее сотрудничать с теми поставщиками, которые дают дополнительный заработок
При этом сотрудник сети супермаркетов «Каравай» в свою очередь сообщил, что, так как норма прибыли супермаркета должна выполняться в любом случае, на прилавки почти всегда будет попадать товар тех поставщиков, кто готов давать сетям дополнительные деньги.
«Ясно всем, что любым магазинам интереснее и выгоднее сотрудничать с теми, кто дает дополнительный заработок, хоть в виде скидок, хоть бонусов или акций. Зачем нам заполнять полки товаром компании, которая не хочет делать нам дополнительных скидок?», — комментирует представитель ритейлера.
Бонусы за «доступ к прилавкам», по задумке властей, должны были уйти в прошлое, однако как следует из заверений поставщиков, ожидаемого эффекта не случилось. Все по-старому — поставщики платят, и тогда сети размещают товар на полках в необходимом объеме.
Ритейлеры не почувствовали сокращения прибыли после вступления закона в силу. Например, сеть супермаркетов «Командор» получает прибыль в прежнем объеме. «По предварительным оценкам на нас это никоим образом не отразится, — подчеркивает Петр Киреев. — У компании есть запланированный бюджет, и если мы не будем его выполнять по доходной части, то будем предпринимать определенные шаги. Пока такой необходимости нет».