Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий проведение внеплановых выездных проверок всех российских компаний, независимо от их размеров, без согласования с прокуратурой.
Пока закон обязывает согласовывать проверки только для малого и среднего бизнеса, но если новый законопроект вступит в силу, крупные компании будут проверять по тем же правилам, что и малые.
Новый законопроект введет те же ограничения для проверок крупного бизнеса, которые летом были приняты для малого
Напомним, что еще с 1 июля 2009 г. вступил в действие закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля», который вводил новые правила проведения проверок предприятий малого бизнеса (см. «Кошмарим до 1 мая»).
Теперь новый законопроект введет те же самые ограничения для проверок любого бизнеса, невзирая на его размеры. Считается, что принятие документа будет способствовать снижению административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности.
«Это абсолютно правильная мера — распространить ограничение проверок на крупный бизнес. Тем более что облегчение ситуации по малому бизнесу после вступление в действие закона летом прошлого года уже фиксируется», — сообщил «Газете.ру» управляющий директор «Деловой России» Николай Остарков.
«Деловая Россия» предлагает создать единый электронный реестр при прокуратуре — тогда каждое предприятие, каждый бизнесмен сможет в нем посмотреть, кто из проверяющих хотел бы к нему прийти.
Впрочем, не совсем понятно что имеет в ввиду «Деловая Россия». Сводный план проверок предпринимателей на 2010 год и так был опубликован на сайте прокуратуры, и любой предприниматель при помощи специального сервиса может узнать, когда и кто к нему придет проверять (см. подробнее «Проверь, когда к тебе придут»).
Всеми последними заявлениями и законопроектами государство словно пытается показать бизнесу, что слов на ветер не бросает. Раз обещали облегчить жизнь предпринимателей, значит, будем облегчать.
В сентябре о сокращении проверок сообщал Роспотребнадзор (см. «Роспотребнадзор избавил от опеки»). Руководитель ведомства Геннадий Онищенко собирался вывести из-под опеки 30% предприятий «низкой санитарной значимости».
Бизнесу надо дать больше свободы, главное, чтобы он ей не захлебнулся
Правда, некоторые эксперты считают, что закон может защитить бизнесменов, но ударить по потребителю.
«Внеплановые проверки назначаются в основном по факту обращений граждан. А теперь появляется лишний барьер в виде согласования с прокуратурой, который осложнит процедуру назначения проверки», — объясняет юрист организации «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк.
Вряд ли проверяющие из Роспотребнадзора будут обращаться в прокуратуру, заполнять кучу бумаг из-за каждого единичного случая обращения гражданина.
Но большинство депутатов уверено, что распространение ограничений для проверок на весь бизнес — мера позитивная. В интервью интернет-газете «Взгляд» первый заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы Владимир Головнев рассказал, почему они решили приравнять крупные компании к малым:
«По большому счету, реальный сектор российской экономики представлен не столько малым бизнесом, сколько предприятиями, которые по количеству занятых на них сотрудников − более 250 − не подпадают под эти критерии. И если раньше мы дали по рукам инициаторам бесконечных проверок малого бизнеса, которые подчас заканчивались его разорением, то теперь недолго думая контрольно-надзорные органы отправились ворошить средний бизнес.
Если хотите, принятие этого закона можно считать антикризисной мерой. Ведь защищая предприятия от административного произвола, мы тем самым сохраняем рабочие места в непростое для нашей страны время».
Вместе с другими послаблениями для бизнеса (см. «Малый бизнес освободят от аудита?»), новый законопроект целенаправленно продвигает одну идею, которая уже навязла в зубах у политиков всех уровней и мастей, о том, что бизнесу надо дать больше свободы.
Может, все-таки наступит когда-нибудь та самая «эпоха доверия», о которой РМ писала в начале декабря (см. «Эпоха большого доверия»).