За два года Минэкономразвития хочет снизить траты российских предпринимателей на административные издержки и взятки вдвое. Красноярские представители малого и среднего бизнеса уверены, что этого показателя можно достичь только эффективной борьбой с коррупцией.
В Минэкономразвития подсчитали, что на разнородные «административные нужды» субъекты малого и среднего бизнеса тратят до 6% своего ежегодного дохода
В Минэкономразвития подсчитали, что на разнородные «административные нужды» субъекты малого и среднего бизнеса тратят до 6% своего ежегодного дохода. Речь идет о затратах на лицензирование, сертификацию, платные услуги и взятки, пишут «Ведомости».
Такое положение дел чиновников ведомства не устраивает. В связи с этим в карте проекта «Развитие малого и среднего бизнеса до 2012 г.», которую 11 марта рассмотрит правительство, министерство поставило задачу снизить эти издержки в два раза.
Снижать «лишние» траты до 3% планируют за счет отмены некоторых легальных платежей. Уже в этом году нагрузка уменьшится, так как в 2009 г. существенно сократился перечень сертифицируемой продукции. Результат Минэкономразвития отследит по опросам предпринимателей, которые проводит «Опора России». В 2005 г., когда опросы только начинались, административные расходы оценивались в 10% от доходов.
Политика по снижению затрат повысит привлекательность малого бизнеса, уверены чиновники из Минэкономразвития. Ведомство предлагает развивать микрофинансирование и систему грантов, субсидировать ставку по кредитам, повышать спрос на продукцию, обеспечить доступ предпринимателей к недвижимости и инфраструктуре, строить бизнес-инкубаторы и технопарки.
В результате через три года малым или средним бизнесом должно заниматься 18% экономически активного населения (сейчас — 13%), а доля его продукции вырасти до 29% ВВП (пока 21%). Доля оборота малых и средних предприятий, не занятых в торговле, должна увеличиться до 40% с 29% (данные за 2009 г.). На развитие малого и среднего предпринимательства за 2009-2012 гг. будет потрачено 374,7 млрд руб., в том числе 254,9 млрд руб. из федерального бюджета, подсчитали в Минэкономразвития.
Представители малого и среднего бизнеса в успешности программы по снижению издержек сомневаются, отмечая, что даже траты на уровне 3% для многих компаний высоки
Представители малого и среднего бизнеса в успешности программы по снижению издержек сомневаются, отмечая, что даже траты на уровне 3% для многих компаний высоки. Опрашивали мы их, по понятным причинам, на условиях анонимности.
«Объем трат на административные нужды условен и зависит от предприятия. Для нас сумма, которую компания тратит на сертификацию, оформление и получение необходимых документов и на другие платные госуслуги, только по договорам составляет 10% годового дохода, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ совладелец компании, занимающейся продажей стройматериалов.
— На этом наши траты не заканчиваются, еще столько же идет на взятки чиновникам (например, чтобы выигрывать в конкурсе на госзаказ). Для более мелких игроков наши траты составят 50-60% дохода».
Очень большие суммы уходят на откаты чиновникам, чтобы выиграть конкурсы
Заместитель генерального директора красноярской строительной компании в разговоре с РМ подчеркнула, что больше всего представители малого и среднего бизнеса тратятся не на оформление документов, а на выплату взяток.
«Очень большие суммы уходят на откаты чиновникам, чтобы выиграть конкурсы. Наглости и жадности в этом плане у чиновников не занимать, — отмечает она.
— И другие расходы на непроизводственные нужды существенны. Например, у нас лицензия действенна еще три года, а по закону нас заставляют вступить в СРО. Если вступать в красноярское СРО строителей, то надо заплатить минимум 300 тыс. руб. за вход, и еще столько же за оформление новых документов, в том числе лицензий. И честно говоря, эти траты были бы терпимы, если бы не взятки».
«Хорошая инициатива, но, на мой взгляд, мертвая. Если бы у нас действительно боролись со взяточничеством, а не только делали вид, что борются, это уже помогло бы малому и среднему бизнесу. Суммы, которые тратят предприниматели на обогащение людей, руководящих аппаратом госзаказов и тендеров администраций, огромны, — сетует владелец архитектурно-проектного бюро.
— Это целая система, которую просто так не разрушишь. Конечно, и другие административные траты вроде любого переоформления или получения необходимых документов, раздражают, но с ними можно смириться. По крайней мере, ты знаешь, за что платишь. Думаю, если бы предприниматели получили возможность честно выигрывать конкурсы без уплаты взяток, то многим компаниям стало бы намного легче дышать».