Экономическая ситуация сильно повлияла на рынок сотовых телефонов. По результатам аналитического исследования, проведенного компанией «Евросеть», продажи мобильников в прошлом году сократились почти на треть.
При этом сами сотовые ритейлеры полагают, что снижение спроса — явление временное, уже в этом году объемы продаж трубок начнут расти, а к 2011 году рынок восстановится.
Рынок сотовых телефонов сократился на 27%
Согласно оценкам специалистов «Евросети», объем рынка сотовых телефонов в РФ в 2009 г. составил 26,2 млн штук, что на 27 % меньше, чем в 2008-м. В минувшем году в Россию было ввезено 27 млн сотовых телефонов. Переходящие остатки сезона 2009-2010 гг. на 1,2 млн аппаратов больше, чем за сезон 2008–2009 гг.
По данным отчета, падение рынка произошло в начале года. От значительного провала в январе рынок был спасен активным спросом потребителей импортных товаров в ожидании роста курса доллара и розничных цен. Дальнейшее падение связано со снижением уровня реальных доходов населения, ростом безработицы и кризисных настроений. Дно рынок нащупал только в мае-июне, провалившись на 40 % относительно показателей мая 2008 г.
Сокращение спроса отразилось на количестве работающих в России салонов сотовой связи. По данным «Евросети», в связи с оптимизацией расходов ритейлеров, банкротством и уходом с рынка розничных сетей, было закрыто порядка пяти тысяч салонов сотовой связи. Общее количество магазинов, продающих мобильные телефоны, на конец 2009 г. составило порядка 15 тыс. точек. В свою очередь, это позволило снизить падение продаж на один работающий магазин до 12% (при падении рынка на 27%).
Средняя стоимость проданного в розницу сотового телефона в прошлом году составила 157 долларов, что на 24 % ниже показателя 2008 г. Учитывая непростое финансовое положение потребителей и растущий спрос на бюджетные трубки, мобильные операторы проводили успешные акции по продаже бюджетных моделей в пакете с собственными контрактами.
Nokia лидерство не отдала, но Samsung ее уже догнал
В течение года также менялась структура рынка по вендорам. Лидерами по-прежнему остаются компания Nokia, увеличившая свою долю с 35 до 38 %, а также догнавшая ее Samsung. Прорывом года «Евросеть» называет успех компании LG, которая увеличила свою долю в количественных продажах в два раза, а также увеличение среднего ценника на 7-8%.
Из тройки лидеров корейская компания вытеснила Sony Ericsson, у которой дела складывались не лучшим образом. Доля прочих игроков рынка сократилась почти в 2 раза и составила к концу года не более 9% рынка.
Наименьшее падение рынка, по оценкам компании, произошло в ЦФО и ДФО. Наибольшее — на рынках Урала, Сибири и Поволжья.
Несмотря на столь удручающие данные, сотовые ритейлеры весьма оптимистично смотрят в будущее. В компании прогнозируют, что в 2010 г. падение рынка прекратится, и по его итогам будет зафиксирован рост продаж на 10-11%, а уже к 2011 г. рынок вернется к уровню 2008 г.