новость

Так ли уж страшен закон о торговле?

Эпопея о принятии закона о торговле почти закончилась. Госдума приняла законопроект в третьем, последнем чтении.
В основе всех споров лежат 25%-ный порог присутствия торговых сетей в пределах муниципалитета, регулирование наценок на от­дельные виды продуктов и другие неприятные для ритейлеров вещи.
Однако выясняется, не так страшен черт, как его малюют. Участники рынка уже находят в законе для себя и «плюсы», и «минусы».

Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» принят
Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» принят

Закон «Об основах государственного регули­рования торговой деятельности в РФ» вступит в силу с 1 февраля 2010 года. Подробно о нововведениях, которые могут неоднозначно повлиять на развитие российского розничного рынка, РМ уже писала (см. «Закон о торговле становится жестче»).

Среди всех новшеств самую большую бурю эмоций со стороны бизнесменов вызвала норма об установлении государством порога развития торговых сетей.
Так, если доля компании составляет свыше 25% в границах субъекта РФ, городского округа или муниципального района, она не имеет право развиваться дальше, скупая до­полнительные площади.

Однако, по мнению московских аналитиков, влияние закона о торговле на развитие сетей будет не так уж велико. Пути обхода есть всегда. Например, определение торговой сети в финальной редакции изменилось. С подачи администрации президента сетью теперь называют совокупность двух и более объектов, находящихся под общим управлением или общим ком­мерческим названием.

«Это предполагает, что сети, принадлежащие одному и тому же собст­веннику, но работающие под различными брендами, как, например, «Пятерочка» и «Перекресток», которыми владеет Х5, могут, согласно закону «О розничной торговле», считаться разными сетями», — отмечает в интервью «Интерфаксу» аналитик ФК «Открытие» Виктор Дима.

Также в документе устанавливаются сроки оплаты за поставленный товар.

Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара. Если продукт имеет срок годности от 10 до 30 дней, то заплатить за него нужно, соответственно, за 30 дней от даты приемки. За продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей — не позднее 45 дней.

Бонусы за «доступ к полкам» должны уйти в прошлое, провозгласили власти, но предусмотрели в документе единственный случай, когда торговля имеет право на вознаграждение, — вознаграждение за объем проданных товаров.

Так, при оптовой покупке продовольственных товаров, поставщики могут отблагодарить ритейлера предоставлением 10% скидки от цены, указанной в договоре поставки. Однако при приобретении социально значимых товаров даже такую скидку закон предлагает не предоставлять.

Власти считают, что новый закон будет стимулировать ритейлеров к межрегиональной экспансии и упорядочит взаимоотношения с постав­щиками. Местные продуктовые ритейлеры и их поставщики уверены, что в целом закон мало повлияет на ситуацию, которая сейчас творится на рынке.

Олег Сипетый: уже сейчас производители имеют прибыль больше розницы, и это надо учитывать
Олег Сипетый:
уже сейчас производители имеют прибыль больше розницы, и это надо учитывать

«Принятый закон о торговле сильно и особо нега­тивно не повлияет на рынок. Но если государство и дальше будет рассматривать возможность актив­ного регулирования рынка розничной торговли, то при снижении общей покупательской способности, увеличении конкуренции, вмешательство госу­дарства может не очень хорошо сказаться на капитализации и развитии, — рассказывает РМ генеральный директор сети супермаркетов «Командор» Олег Сипетый. — Уже сейчас производители имеют прибыль больше розницы. Это нужно обязательно учитывать».

Одним из плюсов закона г-н Сипетый называет то, что процент бонуса будет един для всех (ранее крупные федеральные компании имели больший процент бонуса). С другой стороны, для местных игроков есть и минусы.

«Закон откладывает выход сетевой розницы в малые города. А это более низкие розничные цены для потребителя, прозрачное налогообложение для государства, рабочие места для жителей», — отмечает Олег Сипетый.

Владельцы сети супермаркетов «Красный яр» комментировать закон о торговле отказались.

«Как отразится на нашем бизнесе новый закон о торговле ответить однозначно трудно. По сути, закон о торговле должен создать реальную конкуренцию в торговле, позволить развиваться не только крупным торго­вым сетям, но и нам, малому и среднему бизнесу.
Для нас в законе есть один плюс, ограничение развития торговых сетей. Ведь при заходе в город крупной торговой сети страдает малый бизнес — как торговцы, так и местные поставщики», — отметила директор ООО «Спектум» (несколько небольших продуктовых магазинов) Елена Вязовая.

Большую дискуссию вызвало ограничение сроков оплаты по различным группам товаров и запрет на взимание с поставщиков вознаграждений и бонусов, кроме скидки в размере 10%.

Так, Олег Сипетый подчеркнул, что глобальные мировые бренды имеют такие цены и маркетинговые бюджеты, которые могли приносить более 10%. Из-за ограничения процента бонуса, сети лишатся части этих бюджетов. «В то же время подобное ограничение бонусов никак не коснется местных производителей, потому что и сейчас они бонусы не платят», — уточнил он.

Поставщики продуктов, в свою очередь, считают, что вряд ли сети отка­жутся от взимания с производителей «дани» за попадание их продукции на полки. Просто найдут обходной способ принять плату.

Некоторые сети за продажу продукции плату с поставщиков по факту не берут, но взимают ее другими способами
Некоторые сети за продажу продукции плату с поставщиков по факту не берут, но взимают ее другими способами

«За разные группы товаров за «вход на полки» и бонусы продавцам платят разные. Некоторые сети за продажу продукции плату с поставщиков по факту не берут, взимают ее другими способами, — рассказывает РМ на условиях анонимности сотрудник ОАО «Каравай» (хлебозавод).

— Например, добирают выгоду в виде скидок, или берут продукцию только при условии участия поставщика в маркетинговых компа­ниях или акциях. А это обходится для поставщика или производителя продуктов по 300-400 тысяч рублей на одну торговую сеть в год. И как ты это запретишь? Закон ведь не запрещает заключать договор с поставщиком об оказании маркетинговых услуг».

Также производители продуктов питания сомневаются, что закон заставит торговые сети рассчитываться за проданный товар вовремя.

«Сейчас у самых «скоропортов» продавцы в договорах устанавливают срок оплаты в 21 день. Для поставщиков алкоголя вообще 60 дней. И даже после истечения этого срока, не факт, что супермаркеты или магазины оплатят счет, а не потребуют отсрочки. А чем быстрее поставщики получают деньги за товар, тем стабильнее становится производство, — утверждает сотрудник ОАО «Каравай».
— Сейчас, фактически, поставщики кредитуют супермаркеты. Сомневаюсь, что эту меру продавцы будут соблюдать, поскольку сокращение отсрочек платежей увеличит зависимость ритейлеров от банковских кредитов и увеличит расходы за счет процентных ставок по ним. Не сомневаюсь, что сети будут оказывать давление на поставщиков для компенсации своих расходов».

С этим соглашается и директор ООО «Агромилк» (производитель молока «Камарчага») Олег Суханов, отмечая, что с принятием закона радикально ничего не изменится.

«Для меня, как для производителя продуктов питания, и 10% бонуса много. Жесткий срок оплаты магазином предоставленных продуктов, это, конечно, очень хорошо, главное, чтобы это выполнялось. Сейчас не редкость, когда супермаркеты и магазины задерживают оплату на месяц-два. Закон приняли, закон хороший, все поаплодировали, но как он будет осу­ществляться на практике — покажет время», — резюмирует он.

Закон откладывает выход сетевой розницы в малые города
Закон откладывает выход сетевой розницы в малые города

Как напоследок отметил Олег Сипетый в раз­говоре с РМ, в любом случае закон принят, «и мы, как законопослушные граждане, будем его соблюдать».

В целом, как федеральным, так и местным ритейлерам закон не понравился.
Торговцы отмечают, что новые правила дают преференции поставщикам и производителям товаров. Парадоксально, что поставщики, оказывается, тоже не очень рады законода­тельным послаблениям, и сетуют, что торговые сети не преминут лишний раз напомнить производителям, кто на рынке хозяин.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).