Россияне стали больше беспокоиться за свои машины, и это благоприятно сказалось на рынке добровольного автомобильного страхования. Доля автовладельцев, которые сами застраховали машины по КАСКО, в первом полугодии 2009 года увеличилась до 75%.
В кризис люди стали больше бояться за свои машины
О беспрецедентном увеличении доли автовладельцев, которые добровольно страховали машины по КАСКО в этом году, говорят данные ежеквартального исследования компании Profi Online Research «Мониторинг страхового рынка. Страховые компании».
В Profi Online Research отмечают, что из всех, кто оформлял полисы КАСКО в первом полугодии, лишь четверть делали это по условиям кредитного договора (при покупке машины в кредит оплата программы КАСКО является обязательным условием для заемщика). Подавляющее большинство, а именно 75%, покупали страховой полис этого типа по собственной инициативе.
Руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин отмечает, что кризис способствовал увеличению доли добровольного страхования КАСКО — именно потому, что сократилось число выданных автокредитов.
«Однако, по данным «Эксперт РА», само число договоров КАСКО снизилось. Если за первые шесть месяцев прошлого года отчисления по КАСКО составили более 81,5 млрд рублей, то в первом полугодии 2009-го их объем достиг всего 68,3 млрд рублей», — рассказал в интервью РБКdaily Алексей Янин.
Также в исследовании Profi Online Research отмечается, что, несмотря на достаточно широкий спектр способов оформления полисов, почти половина респондентов (45%) предпочитает оформлять документы в офисах компаний. 22% опрошенных заявили, что делают это через агентов и брокеров, и еще столько же — в салонах дилеров, где покупали машину. А через интернет полисом КАСКО обзавелись лишь 3% участников исследования.
Интересно отметить и то, что из всех опрошенных владельцев КАСКО воспользоваться полисом удалось только трети. Остальные же пока просто отдают деньги за страховку: им не приходилось обращаться в обслуживающую компанию по причине наступления страхового случая. При этом вне зависимости от того, какая компания выдала полис, 90% людей, купивших КАСКО, были удовлетворены данной услугой.
Красноярские страховщики соглашаются с обозначенной в исследовании тенденцией, указывая, что в переоценке ценностей виноват в первую очередь кризис.
Финасовая нестабильность актуализировала для автовладельцев добровольное страхование
«Стремление людей застраховать машину по полису КАСКО наметилось в конце прошлого года, а в 2009 году оно получило стабильное развитие и сейчас наращивает обороты, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ агент страховой компании «РЕСО-гарантия» Галина.
— Финансовая нестабильность заставила людей задуматься о том, как защитить свою машину от кражи. Ведь лучше машину застраховать, чем остаться вообще без ничего. Владельцы автомобилей начали понимать, что оформить полис КАСКО архинеобходимо».
Заметное увеличение желающих застраховать свою машину по КАСКО отметили и в компании «Ингосстрах», однако рассказать, насколько «осознанных» клиентов стало больше, в компании не смогли.
«Абсолютно точно число желающих застраховать свою машину за кризисный год увеличилось. Люди идут сами, без дополнительной рекламы, личные объемы сделок сотрудников по заключению договоров КАСКО увеличиваются, — заметил агент красноярского филиала компании «Росгосстрах».
— Если раньше люди говорили, что для машины достаточно и полиса ОСАГО, то теперь большинство руководствуется совершенно другой логикой. Клиенты начали понимать, что утром они могут машину вообще не обнаружить или увидеть стоящей на бревнышках. Угоняемость автомобилей растет, причем сейчас машины угоняют не для того, чтобы продать, а чтобы разобрать на запчасти».
В кризис лучше застраховать машину, чем сэкономив на страховке, остаться ни с чем.
По словам агентов, само количество полисов КАСКО весомо не выросло, зато за счет увеличения спроса со стороны добровольцев осталось на уровне прошлого года, несмотря на то, что объемы автокредитования упали.
При этом в компаниях отмечают, что страховать машины начали даже владельцы старых автомобилей, причем они в первую очередь хотят обезопасить машину от угона.
Также клиенты, оформляя полис КАСКО, по-прежнему выбирают вариант документа, руководствуясь стоимостью страховки, а не его качеством.
«Многие при заключении страхового договора выбирают варианты, ориентируясь на сумму, которую нужно первоначально заплатить за страховку, и предпочитают более дешевые контракты. Но все равно тот факт, что люди осознанно и целенаправленно покупают страховки, очень радует», — подчеркнула сотрудница «РЕСО-гарантии».
Поставили ли вы КАСКО на свою машину?
Мария, 34 года, руководитель отдела продаж:
— Купила новую дорогую машину, сначала КАСКО не стала делать. Потом «постукалась» пару раз, ощутила, что ремонт очень сказывается на кошельке. И тогда решила КАСКО поставить. Я сразу ощутила, насколько это и выгоднее, и спокойнее.
Валерий, 52 года, рабочий:
— Я езжу на старой «Волге», в которой воровать нечего. Водительский стаж у меня больше 30 лет, мне и обязательное автострахование не нужно, а добровольное — тем более. Пусть перестраховываются «зеленые» водители и владельцы дорогих машин.
Алексей, 20 лет, дизайнер:
— Первую машину я купил год назад, не стал ставить КАСКО, хотя советовали. Через месяц после покупки разбил ее вдребезги, дешевле было купить новый автомобиль, чем восстанавливать старый. Вторую купил полгода назад, сразу КАСКО ставить не стал, но когда у друга угнали машину, на следующий день оформил полис. Мало ли что. А так вроде спокойнее.
Яна, 27 лет, психолог:
— Как только появилась машина, сразу КАСКО поставила. Но это не только из-за того, что я машину оставляю на ночь во дворе, а потому, что считаю себя неопытным водителем, могу случайно автомобиль повредить. Хотя отрицать то, что кризис заставил водителей больше бояться за свои машины, не буду. Большинство моих знакомых добровольно застраховали автомобили только потому, что преступность растет и оставлять свои машины на улице, не застраховав, просто страшно.