новость

Закон о торговле становится жестче

Госдума определилась с поправками к закону о торговле. В их основе лежит 25%-ный порог присутствия торговых сетей в пределах муниципалитета, регулирование государством наценок на отдельные виды продуктов и другие неприятные для ритейлеров инициативы.
Красноярские участники рынка предпочитают дождаться принятия закона и уже потом комментировать последствия, которыми чревато его вступление в силу.

Госдума определилась с поправками к закону о торговле

Депутаты подготовили перечень поправок к закону «Об основах государственного регули­рования торговой деятельности в Российской Федерации», которые будут рекомендованы к принятию во втором чтении. Теперь закон о госрегулировании торговой деятельности стал еще более жестким для участников отрасли.

Так, документ ограничивает действия торговых сетей по приобретению новых объектов: порог доминирования предлагается оставить на уровне 25% в границах муници­пального района и городского округа.
Планируется, что данная статья начнет дейст­вовать на год позже, чем сам закон — с 1 января 2011 года.

Депутаты предлагают дополнить ее запретом на расширение сетей, если они превысили долю присутствия на рынке в 15% на территории с населением 1-3 млн человек и 10% — с населением более 3 млн человек.

Подобный механизм депутаты предлагают ввести и для поставщиков: их присутствие на рынке должно ограничиваться 25%, 20% и 15% соот­ветственно. Предполагается, что эти нормы вступят в силу 1 июля 2010 г.

Кроме того, в случае резкого роста стоимости товаров государство планирует спасать рынок от «ценового шока» путем ограничения наценки на продукты питания первой необходимости. Эта мера может действовать только 90 дней и лишь в том случае, если повышение цен на территории субъекта РФ в течение месяца составило 50% и более.
Если поправки будут приняты, то, по замыслу авторов законопроекта, государство сможет использовать эту норму в том регионе, где взлет цен спровоцирован недобросовестной работой ритейлеров, стихийным бедстви­ем или другими исключительными обстоятельствами.

В законопроекте прописали и случаи, когда товар может продаваться по цене ниже закупочной — например, если срок его годности истек более чем на 80%.

Что касается срока оплаты поставленного товара, решено ограничить его 14 календарными днями для товаров, годных менее чем десять дней. Если же срок годности превышает десять дней, то оплата должна быть произведена не позднее чем через 45 календарных дней.

По замыслу авторов, закон защитит малый бизнес от демпинга со стороны крупных ритейлеров
По замыслу авторов, закон защитит малый бизнес от демпинга со стороны крупных ритейлеров

Во втором чтении документ планируется рассмотреть в середине ноября. Интересно, что, не дожидаясь второго чтения документа, ведущие российские экономисты обратились в Госдуму с коллективным обращением, в котором призывают не поддерживать законо­проект.

Научный руководитель ГУ-ВША Евгений Ясин, ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев,  директор Института экономи­ки переходного периода Егор Гайдар утверж­дают, что он даже в версии первого чтения — реальная угроза экономике.

По мнению специалистов, принятие поправок в закон «О торговле» станет ударом по благосостоянию простых граждан, повлечет ограничение конкуренции и снижение инвестиционной привлекательности отечест­венной экономики.

«Предлагаемые поправки предполагают регулирование наценок и запрет на «слишком большие» оптовые скидки. Законодательное оформление этих ограничений нанесет огромный ущерб потребителям, предприятиям торго­вых сетей, их поставщикам.
Введение 25-процентной квоты на продажи предприятиями торговой сети в пределах муниципалитета ограничит право потребителя иметь дело с предпочитаемым им продавцом и создаст исключительный для современной мировой практики пример использования протекционистских квот во внутренней торговле.
Предлагаемые запреты — на «слишком длительные» отсрочки платежа, на «слишком большие» оптовые скидки, на взимание «входного бонуса» — уменьшат для поставщиков гибкость при переговорах и нанесут ущерб тем из них, кто предпочитает такие условия договоров прямой скидке с цены», — цитирует открытое письмо экономистов к депутатам Федерального собрания РФ «КоммерсантЪ».

Продуктовые ритейлеры в большинстве своем предпочитают отмалчиваться, уходя от комментариев, и подчеркивают, что нужно дождаться принятия закона, а потом уже говорить о последствиях. Однако некоторые участники рынка все-таки выразили свою позицию.

«Давайте дождемся окончательной редакции закона, и тогда будем комментировать. На эту тему уже столько написано, что добавить нечего. Сейчас главное — уяснить, что в цепочке «поставщик — сеть» далеко не всегда сеть зарабатывает больше, ведь стороннему наблюдателю видна только верхушка большого айсберга под названием «торговля», — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ коммерческий директор сети супермаркетов «Командор» Игорь Евдокимов. — Только конкуренция может привести к тому, что цены в магазинах станут ниже, а ведь именно это конечная цель законопроекта».

Егор Гайдар, Евгений Ясин и другие авторы "Обращения в защиту конкуренции" говорят о "реальной угрозе" экономике
Егор Гайдар, Евгений Ясин и другие авторы «Обращения в защиту конкуренции» говорят о «реальной угрозе» для экономики страны

Как отметил г-н Евдокимов, на сегодняшний день законодатели не определились с форму­лой расчета доли рынка. Поэтому подсчитать, попадает ли та или иная сеть супермаркетов под 25%-ный порог доминирования, трудно, и в любом случае этот показатель будет доста­точно субъективен.
«Мы считаем, что доля рынка, занимаемая нашей компанией, существенно меньше зна­чений, указанных в законе «О торговле», — подчеркнул он.

По мнению коммерческого директора сети супермаркетов «Командор», от принятия закона, как всегда, больше всего пострадает розничный покупатель. При этом он отметил, что поскольку отрасль не является монопольной по определению, то и регулировать ее по большей части должен рынок.

Руководство сети супермаркетов «Красный Яр» от комментариев воздер­жалось, объяснив, что, пока документ не будет принят, комментировать нечего. Узнать, что думают о законе в  сибирском филиале сети супер­маркетов «О'кей», РМ не удалось.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).