Российские артисты пошли навстречу слушателям, бесплатно предоставляя свои творения посредством интернета.
Так, новый альбом Бориса Гребенщикова «Пушкинская 10» можно безвозмездно скачать из сети, причем на законных основаниях.
Красноярские представители мультимедийного ритейла считают, что бесплатное распространение музыки вряд ли сильно скажется на объеме продаж компакт-дисков.
Все больше артистов приходят к мысли, что музыка должна быть бесплатной. Альбом «Пушкинская 10» это второй по счету альбом, который «Аквариум» выкладывает в интернет по принципу «скачал — поддержи рублем». Кроме Бориса Гребенщикова так считают Radiohead, U2 и «Ляпис Трубецкой», эти группы тоже не стесняются выкладывать свое творчество в интернет, пишет «Слон.ru».
И если безвозмездный подход Бориса Борисовича и музыкантов можно объяснить их мировоззренческими особенностями, то для «Яндекса» шаг к бесплатности музыки — вполне закономерен. Поскольку появление российских композиций — это часть программы по предоставлению пользователям бесплатной и легальной музыки, которую «Яндекс» начал в августе 2009 года.
Согласно официальному сообщению компании, на «Яндексе» появилась музыка российских исполнителей. Пользователи, которые ищут песни на русском языке, теперь могут прослушать их целиком прямо на странице результатов поиска — бесплатно, легально и в хорошем качестве.
Всего на странице результатов поиска можно услышать около 10 тысяч песен отечественных исполнителей. Среди них — музыка российских правообладателей (например, «Первое музыкальное издательство», «Монолит», Фирма грамзаписи «Никитин» и «Мегалайнер»).
Яндекс вполне легально разрешает слушать музыку ...
«Ежедневно к поиску Яндекса обращаются около миллиона запросов с названиями музыкальных композиций. И около 60% таких запросов — именно про российскую музыку, — говорит менеджер проекта Денис Танаев, — Теперь у нас есть музыка на любой вкус».
Пока на «Яндекс» музыку можно бесплатно и легально прослушать, но это только пока. По замыслу руководителей «Яндекса», развитием сервиса станет бесплатное скачивание лицензионной музыки. Освобождая пользователя от необходимости платить за искусство, «Яндекс» собирается зарабатывать на рекламе и на музыке премиального качества.
... и не только российских исполнителей
Онлайн-магазины от такой инициативы не в восторге, — рынок и без «Яндекса» находится в кризисе.
По подсчетам IKS-Consulting, в прошлом году продажи легальной музыки в Рунете составили $3 млн против $9 млн в 2006 г., а Соня Соколова, руководящая «Звуками.ру» и онлайн-магазином SoundKey, оценивает рынок не более чем в $2 млн. И вообще не уверена, можно ли всерьез говорить о существовании рынка легальной музыки в интернете.
Пока российские онлайн-магазины сетуют на пиратство и ждут от музыкальных мейджоров решительных шагов по его пресечению, демарш, подобный яндексовскому, со дня на день готовится совершить Google.
Музыкальный сервис от мирового лидера интернет-индустрии с возможностью бесплатного прослушивания композиций и последующей покупки может открыться в ближайшее время. Помимо бесплатного проигрывания треков сервис, предположительно, будет включать возможность покупки композиций через Amazon или iTunes.
В Китае бороться с музыкальным пиратством менее выгодно, чем раздавать бесплатно за рекламу
А вот в Китае Google пошел по другому пути и открыл фонотеку, содержащую 1,1 миллиона лицензионных песен.
Причина полной бесплатности — невозможность заставить китайцев в обозримом будущем покупать аудиотреки, ведь по данным Международной федерации фонографической индустрии, 99% музыки, загружаемой в Китае посредством Интернета, распространяется незаконно. Поэтому, Google предложил Universal Music, Sony Music Entertainment, Warner Music и EMI зарабатывать на доле от рекламы, размещаемой на данном сервисе. Как говориться, лучше синица в руке...
Интересно, что если российские онлайн-магазины относятся к бесплатному распространению легальной музыки через интернет негативно, то красноярские представители мультимедийного ритейла восприняли инициативу философски.
«Я оцениваю эту инициативу положительно, так как выкладка бесплатной лицензионной музыки в интернете способна привлечь дополнительных клиентов в магазины аудио, видео и DVD-розницы, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ руководитель Торгового дома «Hollywood» Аркадий Чекрыжов. — Если пути приобретения контента станут короче, людям будет проще взять послушать музыку на законных основаниях, то это привлечет дополнительную аудиторию клиентов медиа-салонов к уже существующей аудитории. Значит, рынок в количественном выражении вырастет, и его выручка тоже».
Продавцы дисков
не боятся конкуренции
со стороны интернета
По словам Аркадия Чекрыжова, на одном интернете свет клином не сошелся. И если человек хочет получить лицензионную музыку хорошего качества, даже имея альтернативу скачивания ее в интернете, он все равно предпочтет купить компакт-диск в магазине.
«Считается, что пиратская музыка, которую можно скачать в интернете, наносит ущерб отрасли с точки зрения недополученной прибыли. То есть если человек скачал музыку из интернета, значит, он мог бы ее купить, если бы не имел возможности ее скачать. Но это не так, — заверяет г-н Чекрыжов.
— Человек может скачать музыку или фильм только из-за того, что у него есть такая возможность, если бы эти фильмы или музыка стоили бы даже по 100 рублей, мало кто бы их качал, просто бы отказались от этого и все. И в этом случае речи о какой-то недополученной прибыли не идет.
Может, если бы бесплатной музыки или фильмов в интернете не было б вообще, то прибыль от продаж аудио и DVD была больше, но не намного.
Если человеку сильно нужна музыка или фильм конкретный, даже имея его аналог на электронном носителе, он предпочтет купить его на материальном, более надежном носителе».
Узнать, что по поводу бесплатной загрузки легального контента из интернета думают руководители сети магазинов «Колизей» РЕКЛАМЕ-МАМЕ сегодня не удалось.
По подсчетам аналитиков, выплаты российских онлайн-магазинов музыкальным дилерам вчетверо больше их продаж. Каждой из четырех крупных звукозаписывающих компаний любой из 6 — 7 магазинов платит около $150 000, и еще около $600 000 отстегивает отечественным лейблам — всего около $8 млн в год. Потому Гребенщиков и выкладывает альбомы в интернет бесплатно, поскольку на продажах компакт-дисков много не заработать. Эту точку зрения разделяет и лидер красноярской музыкальной рок-группы «Озоновый слой» Андрей Куприянов.
Музыканты зарабатывают
в основном на концертах,
а не на продаже дисков
«В инициативе Бориса Гребенщикова нет ничего удивительного и нового. 15 ноября прошлого года «Озоновый слой» презентовал новый альбом, который назывался «Эгоист», его мы выложили в сеть в свободном доступе, — рассказывает РМ Андрей Куприянов.
— Сегодня мир интернета за счет увеличения количества пользователей растет. А лицензионные компакт-диски в век флешек, музыки в формате мрз, становятся все менее актуальными. Для любых музыкантов и артистов важен слушатель, поэтому вполне закономерно, что музыкальные группы дарят поклонникам альбомы бесплатно».
По словам красноярского рок-певца, бесплатной выкладкой новых альбомов в сеть музыканты не только повышают лояльность слушателей к себе, но и увеличивают аудиторию.
«Этот шаг можно расценивать и как попытку увеличить круг слушателей, то есть обеспечением слушателей прямым доступом к творчеству группы увеличивают аудиторию. Поэтому бесплатную выкладку музыки в интернете в коммерческом плане можно расценивать только как задел на будущее, — уверяет Андрей Куприянов.
— Тем более в России все музыкальные группы зарабатывают на концертах. А не на продаже музыки на твердых носителях и ни в коем случае не на продаже музыки в интернете».