Федеральное правительство всё ещё пытается нарастить обещанные объёмы кредитования на приобретение машин российской сборки.
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предлагает продлить программу льготного автокредитования на год и убрать ограничение по стоимости приобретаемого автомобиля в 600 тыс. рублей.
Красноярские автодилеры уверены, что эта мера не будет эффективной.
Господдержку планируют распространить и на дорогие импортные авто
Автомобильная отрасль тяжело переживает кризис и остро нуждается в господдержке. Сейчас в Правительстве РФ обсуждается возможность продления программы льготного автокредитования на 2010 год и отмены ограничения максимальной стоимости приобретаемого автомобиля в 600 тыс. рублей. Инициатором этой идеи стала глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
Г-жа Набиуллина отметила, что в сентябре объёмы кредитования по госпрограмме существенно выросли: по сравнению с августом — в 1,5 раза. По данным Минпромторга РФ, на 16 октября выдано 43 263 льготных кредита, подано 78,7 тыс. заявок. В то же время процентные ставки банков по автокредитам существенно снизились, например, ставка Сбербанка по этому виду кредита сейчас составляет чуть выше 8%, сообщает «Интерфакс».
Напомним, что в январе 2009 года государство решило субсидировать 8% от кредита на покупку машин стоимостью до 350 тысяч рублей. Кредит при этом должен был предоставляться на срок до трёх лет, а кредитор вносил предоплату в размере не менее 30% стоимости автомобиля.
Планки субсидирования
уже стали критерием классификации автомобилей при поиске покупателями
Программа не пошла: уж слишком жесткие требования предъявляли банки к заемщикам. Потребовались новые меры. С 14 августа стоимость автомобилей, приобретаемых по госпрограмме, была ограничена уже 600 000 рублей (см. «И российским иномаркам — зеленый свет»; «Стимуляция при деградации»). При этом обязательный первоначальный взнос был снижен с 30% до 15%.
По данным Минпромторга, после внесения корректировок программа льготного автокредитования наконец заработала. Если на 13 августа был выдан 25 401 льготный автокредит, то к 16 октября их количество выросло уже до 43 263. Основываясь на этих данных, чиновники планируют до конца 2009 года довести число выданных кредитов до 100 тысяч и тем самым выполнить первоначальный план, заданный госпрограммой.
Это будет неплохая помощь российскому автопрому, и в ней он действительно нуждается. Глава Минпромторга Виктор Христенко заявлял, что падение продаж легковых машин в РФ в текущем году может составить 60%. Суммарный объём продаж в 2009 году составит около 1,4 млн автомобилей, сообщил он.
Красноярские автодилеры сомневаются в том, что снятие ограничений по цене существенно повлияет на объёмы продаж российских автомобилей.
«Сейчас в тройку самых продаваемых автомобилей входят Renault Logan, Ford и Chevrolet Lacetti, и их стоимость не превышает 400 тысяч, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ генеральный директор Рено-центра «Атлант» Дмитрий Суханов.
— Сейчас если и есть автомобили дороже 600 тысяч, которые не покупаются только потому, что на них программа субсидирования не распространяется, то их очень немного. Спрос стабилизировался. Поэтому я не думаю, что в целом продление этой программы и отмена ограничения по цене сильно отразится на объемах продаж в автомобильной отрасли. И вообще в эффективности этой меры сомневаюсь».
Интересно, что снять ограничения по стоимости автомобилей первому вице-премьеру Игорю Шувалову предложили главы российских представительств иностранных автоконцернов. В частности, с этим предложением обращались глава «Фольксваген груп рус» Дитмар Корцеква и президент «Форд мотор рус» Найджел Брэкенбери.
Идея была озвучена 6 октября на заседании комиссии по устойчивому развитию российской экономики под руководством Шувалова, сообщают «Ведомости». На заседании присутствовала г-жа Набиуллина, которая приняла к сведению озвученные предложения.
Иностранные автоконцерны запускают в России сборку дорогих автомобилей
и просят поддержки государства в плане сбыта продукции
Пока инициатива по продлению программы автокредитования и отмене ценовых ограничений остается лишь проектом, никаких конкретных решений по этому поводу не принято.
Хотя ограничивать программу льготного автокредитования только 2009 годом Федерация изначально не собиралась, в бюджете на 2010 года на антикризисные меры по поддержке автопрома заложено 10 млрд руб.: 2 миллиарда — на автокредиты, остальное — на программу по утилизации старых автомобилей.
Но если будет снято ограничение по цене, то бюджетные затраты на программу вырастут. Будущее программы зависит, по сути, от готовности государства увеличить размер средств, предназначенных для субсидирования автомобильных кредитов.