Не секрет, что по изменению уровня потребления бензина можно оценивать как общий уровень деловой активности, так и уровень благосостояния граждан.
Согласно федеральным данным, по итогам года потребление бензина не только останется на докризисном уровне, но и продемонстрирует небольшой рост. В Красноярском крае ситуация пока не так однозначна.
Прогнозные расчеты по потреблению бензина в России на конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ» в начале октября представил генеральный директор ИГ «Петромаркет» Яков Рудерман.
По его данным, потребление бензина по итогам 2009 года составит 31,7 млн. тонн — против 31,3 млн. в 2008 году (+1,3%). Начиная с 2003 года рост этого показателя был в пределах 3-4%.
При этом столь малое увеличение в 2009 году не должно смущать — в I квартале текущего года падение потребления бензина, по данным ГП ЦДУ ТЭК (Государственное унитарное предприятие Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса), составило 10-15%. В мае ситуация стабилизировалась: потребление сравнялось с показателями годичной давности.
Яков Рудерман в интервью BFM.ru указал, что первое полугодие для рынка нефтепродуктов России было провальным. В том числе и за счет резкого снижения потребления бензина частными лицами. Поскольку именно на этот период пришелся пик увольнений представителей среднего класса — основных владельцев легковых машин в стране.
Пресловутый кризис -
не повод сократить
кол-во поездок
«Наблюдения показывают, что сейчас уволенные как-то приспособились к новой экономической ситуации — нашли новую работу или переориентировали траты.
Теперь выясняется, что основной удар кризиса пришелся по «синим воротничкам», а в их среде автомобиль до сих пор воспринимается как роскошь, а не средство передвижения», — поясняет он.
По словам Рудермана, автомобиль для среднего класса в России — статусная вещь, и от поездок на нем его представители откажутся только при наступлении совсем плохой финансовой ситуации в семье.
По данным, которые представили РЕКЛАМЕ-МАМЕ специалисты Красноярскстата, объем розничных продаж автомобильного бензина с учетом неформального сектора экономики за первые два квартала тоже продемонстрировал рост. Так, в крае в январе-июне 2009 года он составил 10 580 067,6 тыс. рублей, или 107,1% к соответствующему периоду 2008 года в сопоставимых ценах.
Между тем, согласно официальному отчету крупнейшей розничной сети Красноярского края ОАО «Красноярскнефтепродукт» за первое полугодие кризисного года наблюдается снижение выручки относительно аналогичного периода 2008 года. Основными факторами спада обозначены снижение цен, усиление конкуренции на рынке нефтепродуктов в крае и падение платежеспособности потребителей в период финансового кризиса.
В сети автозаправок ООО «Фортуна-Плюс» сказали, что увеличения объема потребляемого красноярцами бензина не заметили, однако подробнее рассказать о динамике потребления бензина отказались.
А вот сети заправок «Магнат-РД» РМ рассказали, что небольшое увеличение потребления бензина за последний месяц прослеживается, но объяснили этот сезонным фактором.
«На примере нашей сети заправок потребление бензина увеличивается, но это не означает, что и в целом по рынку происходит аналогичное увеличение, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ старший менеджер по рекламе и маркетингу ООО «Магнат-РД» Елена Дригота.
— Это может быть обусловлено совсем другими факторами. Например, большое влияние на потребление бензина имеет цена продукта, проведение рекламных акций, месторасположение заправок, величина сети АЗС».
Елена Дригота отметила, что в компании не заметили, чтобы в летний период автовладельцы экономили на бензине.
«Летом и осенью уменьшения потребления не было, и даже можно отследить небольшой рост. Но это увеличение не столько связано с кризисом, сколько с сезонностью. Ведь потребность в постоянном транспортном перемещении возрастает с увеличением деловой активности населения. И в этом смысле сентябрь, октябрь, ноябрь считаются одними из самых активных месяцев, когда люди наиболее часто перемещаются на автомобилях, — отметила она. — Также возможно, что этот прирост связан не только с сезонностью, но и с рекламными кампаниями, которые мы проводим часто».
В розничной сети «Магнат РД» потребление бензина увеличивается
Как бы там ни было, бензин считается продуктом первой необходимости, ведь это хлеб для машины, поэтому, уверяют РМ красноярские автовладельцы, на этом продукте очень трудно экономить.
Стали ли вы экономить на бензине?
Мария, 34 года, руководитель отдела продаж:
— Нет, меньше бензина покупать не стала. Начать экономить на бензине очень трудно, ведь ты как жил, так и живешь. Я не сокращала количество поездок по работе и по личным делам, соответственно, и объем потребляемого бензина остался прежним.
А за последний месяц я даже больше ездить стала. Отпуск закончился, компания требует большего объема продаж, надо больше ездить, успевать встретиться с большим количеством людей, а это все бензин.
Валерий, 32 года,
торговый представитель, работает на личном автомобиле
- Мне в связи с характером работы приходится много ездить по городу, поэтому как бы я ни желал уменьшить объем покупаемого бензина, у меня не получается. А с кризисом объем работы только вырос, значит, и затраты на бензин тоже.
Галина, 41 год, журналист
— Для меня вождение — это удовольствие. Одно из немногих, которое я могу себе позволить. Это мобильность и удобство, чего в моей жизни и так не слишком много. И потому я, скорее, буду экономить на одежде, развлечениях, но не на бензине. Понятно, что при значительном росте цен на ГСМ это придется делать все равно, вот за счет роста цен я готова экономить.