новость

Правительство покусилось на автозапчасти?

Владимир Путин утвердил технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», устанавливающий единые техни­ческие требования к автомобилям в России.
Из техрегламента убран запрет на ввоз в страну праворульных машин, однако документ все равно вызывает сомнения.
Так, особое внимание привлек пункт 21, который обязывает производителей-нерезидентов иметь в России единственного пред­ставителя и способен привести к переделу рынка автозапчастей.
По мнению экспертов, этот пункт обязательно потребует разъ­яснений Верховного суда.

Из техрегламента убран запрет на ввоз в страну праворульных машин, однако документ вызвал бурю споров и возмущений.
Новый техрегламент понравился далеко не всем

Новый технический регламент «О безо­пасности колесных транспортных средств» состоит из 460 страниц, на которых прописаны все аспекты производства, ввоза, сертификации и эксплуатации транспортных средств в РФ, а также требования нескольких десятков стандартов, инструкций и внутри­ведомственных документов.

В утвержденном регламенте отсутствует пункт, запрещающий ввоз в Россию праворульных машин.
Однако радость от этой новости омрачается ограничениями, которыми изобилует регла­мент, и улетучивается полностью, стоит только углубиться в его содержание.

В частности, запрещается эксплуатировать автомобили с установленными на передней части «жесткими металлическими конструкциями» весом более 0,5 кг. Речь идет о популярных среди владельцев внедорожников так называемых «кенгурятниках».

Также введен запрет на эксплуатацию автомобилей без русифи­цированного интерфейса управления. Интерфейс, а также информационные и предупреждающие надписи систем автомобиля на транспортном средстве должны быть только на русском языке.

Кроме того, согласно техрегламенту, конструкция импортируемых авто­бусов и спецтехники должна обеспечивать возможность оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Анатолий Тартаковский
Анатолий Тартаковский: «кенгурятники» опасны для пешеходов

Директор компании «Сакура Моторс» Анатолий Тартаковский считает, что запрет на исполь­зование «кенгурятников» включен из-за повы­шенной опасности для пешеходов и является разумным требованием:
«Когда пешеход попадает под машину, которая оборудована «кенгурятником», возможность ле­тального исхода для пешехода сильно увели­чивается».

По мнению г-на Тартаковского, разумно и требо­вание к обязательной русификации интерфейса управления машины, если оно распространяется только на новые машины, распространяемые офи­циальными дилерами.

«С одной стороны, правильно требовать, чтобы иностранный производитель, который готовит машину для продажи на определенном рынке, в частности российском, полностью адаптировал ее под потребителей этого рынка, — пояснил РЕКЛАМЕ-МАМЕ Анатолий Тартаковский.

— С другой стороны, если пункт начнут трактовать так, что при неру­сифицированной навигации автомобиль  невозможно ввезти на территорию РФ, то ограничение не оправданно. Оно приведет к тому, что импортеры начнут искать обходные пути. Например, перед ввозом снимать навигацию, ввозить машину без нее, а потом снова ставить».

Однако больше всего автомобилистов и правозащитников взволновал пункт 21 техрегламента, согласно которому «изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ», что фактически предлагает владельцам машин покупать запчасти только у официального дилера.

Вероятно, эта мера направлена на то, чтобы в случае аварии, причиной которой послужила некачественная или бракованная деталь, можно было определить виновного.

Также будет введен запрет на эксплуатацию автомобилей без русифицированного интерфейса управления.
Говорите по-русски!

Первыми опасность этого пункта увидели москвичи.

«После вступления его в силу граждане будут вынуждены покупать оригинальные запчасти и автомобили определенной марки только у официального дилера, — рассказал в интервью «Коммерсанту» лидер общест­венного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

— Это нарушение потребительских прав, ведь запчасти у «официалов», как правило, дороже на 20-30%, чем у мелких частных фирм. Да и далеко не во всех регионах есть представители дилеров».

Содержанием данного пункта заинтересовались и представители компаний, продающих автозапчасти. Ведь формулировка этого пункта нарушает закон о защите конкуренции, что будет иметь экономические последствия не только для владельцев машин, но и для продавцов автозапчастей.

«Наверное, риски, что этот пункт может ограничить нормальную здоровую конкуренцию на рынке, есть. Но чтобы судить более внятно о том, к чему это пункт может привести, нужно быть юристом», — резюмировал г-н Тартаковский.

Денис Солдатов
Денис Солдатов: а как насчет закона о защите конкуренции?

Правозащитники отметили, что покупать авто­запчасти автовладельцев только у официальных дилеров регламент не обязывает, тем не менее пункт все-таки противоречив.

У адвоката Первой красноярской краевой коллегии адвокатов Дениса Солдатова 21-й пункт технического регламента вызвал много вопросов и замечаний. Так, по словам адвоката, этот пункт нарушает права участников рынка.

«Иностранная компания-изготовитель должна иметь единственного представителя. А если нерезидент хочет иметь десять представителей в России, чтобы они между собой конкурировали?

Или, допустим, есть у компании единственный представитель, и тут приходит другой и предлагает лучшие дилерские условия. Компания должна будет сменить одного на другого? Тот, кто этот регламент создавал, вообще закон о защите конкуренции читал?», — удивлялся в разговоре с РМ Денис Солдатов.

По словам адвоката, у дилеров возникнут вопросы по поводу применения техрегламента. Поскольку этот регламент — постановление правительства и стоит ниже Гражданского кодекса и других российских законов, но при этом вмешивается в норму гражданского права. Кроме того, содержание 21-го пункта, а именно его исполнение, сильно оторвано от реальности.

«Представитель изготовителя должен обеспечить обращение в РФ продукции, соответствующей требованиям настоящего техрегламента.
Вот пришло два вагона запчастей из Японии в Россию. Как он обеспечит требования техрегламента? Он проверять их должен? Почему эта обязанность возлагается на представителя, а не на изготовителя? Ведь представитель занимается дилерством, он перепродает запчасти.
Понятно, его хотят привязать к ответственности, и это начинание, конечно, нужное. Машинка сломается из-за плохой запчасти —  накажем представителя. Но как это будет выглядеть на практике?», — возмущается г-н Солдатов.

ответственность владельца источника повышенной опасности (автомобиля) лежит только на нем.
Во всем виноват владелец источника повышенной опасности

Как он отметил, непонятен и порядок действий владельца автозапчасти, соответ­ствующей техрегламенту, если официальный дилер прекратит существование.
Ведь в пункте 21 написано, что «в случае прекращения полномочий представителя изго­товителя прекращается действие удосто­веряющих соответствие требованиям доку­ментов».

Или, например, куда и кому подавать иск, если владелец считает, что в ДТП виновата некачественная деталь, приобретенная у официального дилера?
Судебной практикой доказано, что ответственность владельца источника повышенной опасности (автомобиля) лежит только на нем. Тем более абсолютно неясно, как доказать, что деталь была некачественная и во всем виноват изготовитель.

«Для чего этот пункт, я не понял. Вероятно, правительство хотело ограничить конкуренцию, но так, чтобы при этом не был запрещен оборот неоригинальных деталей. А этот оборот невозможно запретить, потому что тогда надо Гражданский кодекс с Конституцией менять. Ничто не может мне помешать поставить на машину китайскую запчасть, — комментирует Денис Солдатов.

— Техрегламент, как я понимаю, еще сырой и недоработанный, по нему будут вопросы у продавцов запчастей, у дилеров, крупных игроков рынка.
В любом случае судебная юридическая практика будет вынуждена переводить с тарабарского на русский и растолковывать слова прави­тельства».

Допонимать действительно есть еще что. Впрочем, на споры и выяснения, что же имело в виду федеральное правительство, когда разрабатывало и утверждало технический регламент, содержащий размытые формулировки, у автомобилистов и участников рынка автозапчастей еще, по крайней мере, год. Поскольку новый регламент вступит в силу только по истечении 12 месяцев со дня официальной публикации.

© ДЕЛА.ru

 

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).