Владимир Путин утвердил технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», устанавливающий единые технические требования к автомобилям в России.
Из техрегламента убран запрет на ввоз в страну праворульных машин, однако документ все равно вызывает сомнения.
Так, особое внимание привлек пункт 21, который обязывает производителей-нерезидентов иметь в России единственного представителя и способен привести к переделу рынка автозапчастей.
По мнению экспертов, этот пункт обязательно потребует разъяснений Верховного суда.
Новый техрегламент понравился далеко не всем
Новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» состоит из 460 страниц, на которых прописаны все аспекты производства, ввоза, сертификации и эксплуатации транспортных средств в РФ, а также требования нескольких десятков стандартов, инструкций и внутриведомственных документов.
В утвержденном регламенте отсутствует пункт, запрещающий ввоз в Россию праворульных машин.
Однако радость от этой новости омрачается ограничениями, которыми изобилует регламент, и улетучивается полностью, стоит только углубиться в его содержание.
В частности, запрещается эксплуатировать автомобили с установленными на передней части «жесткими металлическими конструкциями» весом более 0,5 кг. Речь идет о популярных среди владельцев внедорожников так называемых «кенгурятниках».
Также введен запрет на эксплуатацию автомобилей без русифицированного интерфейса управления. Интерфейс, а также информационные и предупреждающие надписи систем автомобиля на транспортном средстве должны быть только на русском языке.
Кроме того, согласно техрегламенту, конструкция импортируемых автобусов и спецтехники должна обеспечивать возможность оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Анатолий Тартаковский: «кенгурятники» опасны для пешеходов
Директор компании «Сакура Моторс» Анатолий Тартаковский считает, что запрет на использование «кенгурятников» включен из-за повышенной опасности для пешеходов и является разумным требованием:
«Когда пешеход попадает под машину, которая оборудована «кенгурятником», возможность летального исхода для пешехода сильно увеличивается».
По мнению г-на Тартаковского, разумно и требование к обязательной русификации интерфейса управления машины, если оно распространяется только на новые машины, распространяемые официальными дилерами.
«С одной стороны, правильно требовать, чтобы иностранный производитель, который готовит машину для продажи на определенном рынке, в частности российском, полностью адаптировал ее под потребителей этого рынка, — пояснил РЕКЛАМЕ-МАМЕ Анатолий Тартаковский.
— С другой стороны, если пункт начнут трактовать так, что при нерусифицированной навигации автомобиль невозможно ввезти на территорию РФ, то ограничение не оправданно. Оно приведет к тому, что импортеры начнут искать обходные пути. Например, перед ввозом снимать навигацию, ввозить машину без нее, а потом снова ставить».
Однако больше всего автомобилистов и правозащитников взволновал пункт 21 техрегламента, согласно которому «изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ», что фактически предлагает владельцам машин покупать запчасти только у официального дилера.
Вероятно, эта мера направлена на то, чтобы в случае аварии, причиной которой послужила некачественная или бракованная деталь, можно было определить виновного.
Говорите по-русски!
Первыми опасность этого пункта увидели москвичи.
«После вступления его в силу граждане будут вынуждены покупать оригинальные запчасти и автомобили определенной марки только у официального дилера, — рассказал в интервью «Коммерсанту» лидер общественного движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
— Это нарушение потребительских прав, ведь запчасти у «официалов», как правило, дороже на 20-30%, чем у мелких частных фирм. Да и далеко не во всех регионах есть представители дилеров».
Содержанием данного пункта заинтересовались и представители компаний, продающих автозапчасти. Ведь формулировка этого пункта нарушает закон о защите конкуренции, что будет иметь экономические последствия не только для владельцев машин, но и для продавцов автозапчастей.
«Наверное, риски, что этот пункт может ограничить нормальную здоровую конкуренцию на рынке, есть. Но чтобы судить более внятно о том, к чему это пункт может привести, нужно быть юристом», — резюмировал г-н Тартаковский.
Денис Солдатов: а как насчет закона о защите конкуренции?
Правозащитники отметили, что покупать автозапчасти автовладельцев только у официальных дилеров регламент не обязывает, тем не менее пункт все-таки противоречив.
У адвоката Первой красноярской краевой коллегии адвокатов Дениса Солдатова 21-й пункт технического регламента вызвал много вопросов и замечаний. Так, по словам адвоката, этот пункт нарушает права участников рынка.
«Иностранная компания-изготовитель должна иметь единственного представителя. А если нерезидент хочет иметь десять представителей в России, чтобы они между собой конкурировали?
Или, допустим, есть у компании единственный представитель, и тут приходит другой и предлагает лучшие дилерские условия. Компания должна будет сменить одного на другого? Тот, кто этот регламент создавал, вообще закон о защите конкуренции читал?», — удивлялся в разговоре с РМ Денис Солдатов.
По словам адвоката, у дилеров возникнут вопросы по поводу применения техрегламента. Поскольку этот регламент — постановление правительства и стоит ниже Гражданского кодекса и других российских законов, но при этом вмешивается в норму гражданского права. Кроме того, содержание 21-го пункта, а именно его исполнение, сильно оторвано от реальности.
«Представитель изготовителя должен обеспечить обращение в РФ продукции, соответствующей требованиям настоящего техрегламента.
Вот пришло два вагона запчастей из Японии в Россию. Как он обеспечит требования техрегламента? Он проверять их должен? Почему эта обязанность возлагается на представителя, а не на изготовителя? Ведь представитель занимается дилерством, он перепродает запчасти.
Понятно, его хотят привязать к ответственности, и это начинание, конечно, нужное. Машинка сломается из-за плохой запчасти — накажем представителя. Но как это будет выглядеть на практике?», — возмущается г-н Солдатов.
Во всем виноват владелец источника повышенной опасности
Как он отметил, непонятен и порядок действий владельца автозапчасти, соответствующей техрегламенту, если официальный дилер прекратит существование.
Ведь в пункте 21 написано, что «в случае прекращения полномочий представителя изготовителя прекращается действие удостоверяющих соответствие требованиям документов».
Или, например, куда и кому подавать иск, если владелец считает, что в ДТП виновата некачественная деталь, приобретенная у официального дилера?
Судебной практикой доказано, что ответственность владельца источника повышенной опасности (автомобиля) лежит только на нем. Тем более абсолютно неясно, как доказать, что деталь была некачественная и во всем виноват изготовитель.
«Для чего этот пункт, я не понял. Вероятно, правительство хотело ограничить конкуренцию, но так, чтобы при этом не был запрещен оборот неоригинальных деталей. А этот оборот невозможно запретить, потому что тогда надо Гражданский кодекс с Конституцией менять. Ничто не может мне помешать поставить на машину китайскую запчасть, — комментирует Денис Солдатов.
— Техрегламент, как я понимаю, еще сырой и недоработанный, по нему будут вопросы у продавцов запчастей, у дилеров, крупных игроков рынка.
В любом случае судебная юридическая практика будет вынуждена переводить с тарабарского на русский и растолковывать слова правительства».
Допонимать действительно есть еще что. Впрочем, на споры и выяснения, что же имело в виду федеральное правительство, когда разрабатывало и утверждало технический регламент, содержащий размытые формулировки, у автомобилистов и участников рынка автозапчастей еще, по крайней мере, год. Поскольку новый регламент вступит в силу только по истечении 12 месяцев со дня официальной публикации.