За прошедший год комиссия за оплату услуг связи через терминалы моментальных платежей увеличилась вдвое.
Федеральные участники рынка винят в этом сотовых операторов, снизивших отчисления платежным системам.
А красноярские — зарвавшихся арендодателей.
Автоматы «съедают»
8-10% денег клиента
Раньше комиссия за оплату услуг через терминалы в среднем по России составляла 3-5%, теперь этот показатель увеличился до 8-10%, рассказал РБК глава Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким (в Красноярске, напомним, комиссия сейчас в среднем составляет 8%). По его словам, увеличение связано с двумя факторами.
«Во-первых, наложил отпечаток кризис: люди стали реже пополнять счета, и платежные системы отреагировали ростом комиссии. Во-вторых, сотовые операторы, которые являются основным генератором выручки систем моментальных платежей, снизили комиссионные отчисления. Если раньше операторы платили платежным системам в среднем 2,3% от платежа, поступаемого на счет абонента, то теперь они отчисляют в среднем 1,5%. И владельцы терминалов компенсируют потери за счет конечных пользователей», — говорит г-н Ким.
Глава OE Investments (владеет ОСМП и e-port) Андрей Романенко говорит, что рост комиссии действительно связан с действиями сотовых операторов.
«В среднем по России за два года сотовые операторы сократили отчисления платежным системам на 25%», — говорит г-н Романенко. По словам президента сети терминалов «Спринтнет» Рустэма Ахтарова, удорожание комиссии составило не более 30%.
«Одним из факторов стало снижение отчислений со стороны сотовых операторов. Но влияние оказало и удорожание аренды», — говорит г-н Ахтаров. По словам главы «Элекснета» Юрия Мальцева, снижение отчислений операторов действительно произошло, но оно не так значительно, чтобы способствовать удвоению комиссии для конечных пользователей.
Сотовые операторы не согласны с выводами представителей платежных систем.
«У нас действительно изменились принципы расчетов с платежными системами, но в результате последнего изменения наши партнеры даже выиграли. В среднем мы увеличили комиссию для платежных систем на 20%», — говорит пресс-секретарь «ВымпелКома» Ксения Корнеева.
МТС не меняла ставку для платежных систем с 2007 года
МТС не меняла ставку для платежных систем с 2007 года, говорит пресс-секретарь оператора Ирина Осадчая.
По ее словам, для партнеров МТС установила дифференцированную ставку вознаграждения — повышенную для тех платежных систем, которые не взимают комиссию за свои услуги с конечных пользователей, и пониженную для тех, кто взимает.
В прошлом году комиссию на прием платежей вводили сотовые ритейлеры «Евросеть» и «Связной». Тогда они также апеллировали к действиям сотовых операторов, которые якобы снизили отчисления платежным агентам. Однако в результате мера была признана непопулярной и отменена.
У красноярских участников рынка платежных систем свое видение причин повышения комиссии. Об этом РЕКЛАМЕ-МАМЕ рассказал Александр Ларин, заместитель директора группы компаний «Платежка».
Кризисные явления в экономике, конечно, в какой-то мере затронули и рынок платежных систем. Да и понижение вознаграждения от сотовых компаний действительно было, но крайне незначительное.
«Вознаграждение уже устоялось и составляет очень маленькие проценты. Операторы и так никогда не платили нам 4-5%, они платили не более двух. И что из-за понижения на полпроцента комиссия увеличилась до 8-9%, говорить нельзя, это далеко не главный фактор, — пояснил Александр Ларин.
Главным фактором он считает «избалованность арендодателей»: основную долю внешней комиссии с суммы, которую человек платит через автомат, «Платежка» в свою очередь отдает в виде арендной платы арендодателям.
Арендодатели выкручивают платежникам руки
«На рынке платежных систем складывается парадоксальная ситуация. Торговые центры бегают за своими арендодателями и просят остаться, максимально снижают аренду, предоставляют рассрочки.
А когда речь заходит о платежных автоматах, ситуация в корне меняется. В некоторых магазинах арендная плата может доходить до абсурдных величин! — сетует Александр Ларин.
— Зачастую мелкие предприниматели, которые держат 1-2-3 автомата и не очень ориентируются на рынке, предлагают нам платить заоблачные деньги. Имея на руках непросчитанное коммерческое предложение, они начинают просто выкручивают нам руки».
Однако даже в такой ситуации повышением комиссии «Платежка» старается не злоупотреблять.
По словам Александра Ларина, каждое повышение приводит к потере клиентов: «У покупателя есть свой предел комиссии, с которым он готов смириться. Увеличив сбор до 9-10%, мы можем потенциальное увеличение свести на нет из-за оттока клиентов».
Похоже, красноярскому платежному бизнесу пока удается соблюдать баланс интересов партнеров и клиентов. РЕКЛАМА-МАМА надеется, что «Платежки» не скоро начнут считать до девяти.