новость

Долги станут мобильными

Инициатива судебных приставов о новом способе списания долгов с неплательщиков вызвала бурную негативную реакцию со стороны сотовых операторов.
В ответ на предложение приставов снимать деньги со счетов абонентов-должников сотовые компании заявили, что действия ФССП РФ не соответствуют законодательству, а юристы — что судебные приставы путают природу лицевого счета абонента с банковским счетом физ- и юрлиц.

Федеральная служба судебных приставов нашла способ взыскивать долги с тех, кто не расплачивается по кредитам
ФССП предлагает списывать долги со счетов мобильных телефонов

Не иссякает креатив у Федеральной службы судебных приставов. Недавно ФССП нашла еще один способ взыскивать долги с тех, кто не расплачивается по кредитам, — ведомство запустило эксперимент по сбору средств с неплательщиков путем списания денег со счетов их мобильных телефонов, пишет РБКdaily.

Крупным сотовым операторам поступили обращения от местных управлений ФССП, в которых приставы требуют, чтобы компании предоставляли информацию о наличии або­нентских договоров с теми, кто не расплатился по кредитам.

Также ФССП пытается обязать операторов перечислять платежи, вносимые на баланс мобильного телефона, в счет долгов абонентов-неплательщиков. Эти действия операторам «большой тройки» (МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон») и Минкомсвязи не понравились.

«В данном случае приставы путают природу лицевого счета, — объясняет юрист, эксперт по телекоммуникационному праву Антон Богатов.
— Деньги, поступающие на счет абонента, являются предоплатой. Существует такое понятие, как переход прав кредитора к другому лицу. Видимо, ФССП считает себя вправе, минуя абонента, который одновременно является должником, списывать средства с его лицевого счета. Но сотовый оператор — не банк, а лицевой счет — всего лишь некая запись, отра­жающая состояние баланса».

Сотовые компании против списания средств с «мобилников»
Сотовые компании против списания средств с мобильников

Интересно, что согласно закону «О связи» опе­раторы не вправе разглашать информацию об абоненте, поскольку она является строго конфи­денциальной.
А Минкомсвязи в свою очередь заявляет, что «лице­вой счет абонента сотовой связи нельзя прирав­нивать к расчетному или банковскому счету физлица, поскольку он не является средством платежа за другие услуги, кроме как за услуги связи».

На этом претензии к новой инициативе ФССП не закончились, аналитики назвали данную меру малоэффективной, поскольку средний остаток на счету абонента в России составляет около 200 рублей.
Списание таких маленьких сумм требует больших технических затрат, поэтому инициатива и кажется сомнительной, утверждает директор по развитию бизнеса аналитической компании Froost & Sullivan Татьяна Толмачева.

Пресс-секретарь «ВымпелКома» Ксения Корнеева подтвердила факт обра­щения судебных приставов за информацией об абонентах. «Наша компания не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных прис­тавов, поскольку это не соответствует требованиям российского законо­дательства», — заявила г-жа Корнеева.

«Мы хотим, чтобы наши действия полностью соответствовали требованиям российского законодательства», — солидарна с коллегами представитель «МегаФона» Марина Белашева.

Президент региональной Ассоциации операторов и председатель правления Tele2 Юрий Домбровский также признает наличие проблемы:
«Сейчас на счету ФССП находятся 1,8 млн. неплательщиков, более 90% из которых являются людьми, не расплатившимися по кредиту. Почему деньги должны списываться со счетов мобильных операторов, а главное — на каком основании операторы должны предоставлять информацию в ФССП, не совсем ясно».

Андрей Кабиров: такое право у судебных приставов имеется
Андрей Кабиров:
такое право у судебных приставов имеется

Руководитель пресс-службы УФССП по Красно­ярскому краю Андрей Кабиров пояснил РЕКЛАМЕ-МАМЕ, что судебные приставы имеют право получать информацию об абонентах, являющихся должниками по исполнительным производствам, у операторов сотовой связи.

«Однозначно, судебные приставы имеют законо­дательное право запрашивать информацию о непла­тельщике у сотового оператора и ее получать.
Операторы «прячутся» за закон о связи, опираясь на положения данного законодательного акта о том, что компании сотовой связи не должны разглашать персональные данные абонента, — рассказывает Андрей Кабиров.

— Но мы и не просим предоставить судебным приставам всю базу номеров, только данные по конкретным неплательщикам. И этой практикой зани­маются многие регионы, ФССП сейчас решила наши усилия объединить, создать соглашение между ФССП и сотовыми операторами и действовать в рамках закона.

Операторы нарушают административный кодекс, не предоставляя тре­буемой информации судебным приставам. У нас уже были судебные разбирательства по этому поводу, и закон оказывался на нашей стороне, принуждая сотовых операторов выплатить штраф за нарушение и предос­тавить нам информацию об абонентах».

Андрей Кабиров также пояснил, что ситуация с сотовыми операторами очень похожа на ситуацию, когда ФССП внедряло способ взыскания путем списания денег с банковских счетов должников. Банкиры тоже отка­зывались от предоставления информации приставам о счетах физлиц и юрлиц, которые являются должниками, апеллируя к закону о банковской тайне.

Почему деньги должны списываться со счетов мобильных операторов
Приставы имеют право получать информацию об абонентах по административному кодексу

«Несколько судебных разбирательств и штра­фов сразу отрезвили многие банки.
После выхода решения Пленума Верховного суда о том, что банки не имеют право утаи­вать информацию от судебных приставов, предоставлять данные о лицевых счета стали все банки.
Счета физ- и юрлиц ничем не отличаются от счетов абонентов сотовой связи. Понятно, почему против этой инициативы выступают сотовые операторы, — от них может уйти кли­ент и сумма платежа», — подчеркнул г-н Кабиров.

Также руководитель пресс-службы УФССП по Красноярскому краю заве­рил, что сомневаться в экономической целесообразности снятия долгов со счетов абонентов не стоит.

«Сотовые компании, высказываясь против новой инициативы, утверждают, что суммы небольшие и их взыскание не принесет ожидаемых результатов. Однако здесь нужно учитывать, что в год возбуждается десятки миллионов исполнительных производств, — поясняет Андрей Кабиров.

— Представьте, что мы взыщем с половины неплательщиков по 200 рублей, это получится гигантская сумма взыскания. Кроме того, эта инициатива создаст более мощное психологическое влияние на неплательщика, чем какие-то другие способы взыскания.
Современная жизнь завязана на сотовой связи, и менять сим-карту каждый раз, как только будет приходить SMS-сообщение от судебных приставов, неплательщик не сможет».

Также г-н Кабиров в беседе с РМ подчеркнул, что введение новой инициа­тивы поможет решить давнюю проблему приставов — перегруженность делами о взыскании небольших долгов (см. «Штрафовать на 100 рублей невыгодно»):

«Нам нужно взыскать 100 рублей, но на сам процесс мы потратим от 600 рублей, что абсолютно невыгодно. Поэтому лучше списывать эти долги с банковских счетов и счетов абонентов мобильных операторов. В этом плане новая инициатива будет очень полезна и эффективна.

Сотовые операторы должны понять: ФССП вовсе не хочет никого обижать и вредить бизнесу, необходимо лишь заставить должников платить по долгам. Поэтому надо заключить соглашение со всеми операторами сотовой связи, чтобы должнику некуда было бежать, и он знал, что его все равно найдут. Тогда операторы не потеряют свои деньги».

Роман Ушаков
Роман Ушаков: вопрос запутанный

Менеджер по связям с общественностью Красноярского отделения ЗАО «Мобиком-Новосибирск» Роман Ушаков сказал РМ, что вопрос о том, как сотовый оператор будет реагировать на новую инициативу судебных приставов, находится в полной компетенции руководства компании.

При этом он отметил, что предложенная инициатива не нова, и ее сотовые операторы обсуждают около года.

«Чтобы в этом направлении что-то двигалось и принимались какие-то решения, нужно принять на соответствующем уровне нормативные акты по этому поводу. Вопрос должны/не должны сотовые операторы по запросам судебных приставов предоставлять информацию об абонентах, весьма запутан, — рассказывает Роман Ушаков.

— Существует закон о связи, где есть пункт о неразглашении сотовыми операторами личных данных абонента, и есть административный кодекс, который обязывает эту информацию предоставлять. В этом вопросе должен поставить точку государственный орган, который и пропишет четкий алгоритм взаимодействия операторов сотовой связи и судебных приставов. Нужно, чтобы все было законно».

РМ тоже считает, что взаимоотношения между ФССП и сотовыми опера­торами должно быть закреплены законодательно. Как это произошло с банкирами, когда после решения Пленума Верховного суда всем сразу стало ясно, кто кому и что должен, а заблокированные приставами баковские карты стали обычным делом.

© ДЕЛА.ru

 

ещё новости
 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»