Инициатива судебных приставов о новом способе списания долгов с неплательщиков вызвала бурную негативную реакцию со стороны сотовых операторов.
В ответ на предложение приставов снимать деньги со счетов абонентов-должников сотовые компании заявили, что действия ФССП РФ не соответствуют законодательству, а юристы — что судебные приставы путают природу лицевого счета абонента с банковским счетом физ- и юрлиц.
ФССП предлагает списывать долги со счетов мобильных телефонов
Не иссякает креатив у Федеральной службы судебных приставов. Недавно ФССП нашла еще один способ взыскивать долги с тех, кто не расплачивается по кредитам, — ведомство запустило эксперимент по сбору средств с неплательщиков путем списания денег со счетов их мобильных телефонов, пишет РБКdaily.
Крупным сотовым операторам поступили обращения от местных управлений ФССП, в которых приставы требуют, чтобы компании предоставляли информацию о наличии абонентских договоров с теми, кто не расплатился по кредитам.
Также ФССП пытается обязать операторов перечислять платежи, вносимые на баланс мобильного телефона, в счет долгов абонентов-неплательщиков. Эти действия операторам «большой тройки» (МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон») и Минкомсвязи не понравились.
«В данном случае приставы путают природу лицевого счета, — объясняет юрист, эксперт по телекоммуникационному праву Антон Богатов.
— Деньги, поступающие на счет абонента, являются предоплатой. Существует такое понятие, как переход прав кредитора к другому лицу. Видимо, ФССП считает себя вправе, минуя абонента, который одновременно является должником, списывать средства с его лицевого счета. Но сотовый оператор — не банк, а лицевой счет — всего лишь некая запись, отражающая состояние баланса».
Сотовые компании против списания средств с мобильников
Интересно, что согласно закону «О связи» операторы не вправе разглашать информацию об абоненте, поскольку она является строго конфиденциальной.
А Минкомсвязи в свою очередь заявляет, что «лицевой счет абонента сотовой связи нельзя приравнивать к расчетному или банковскому счету физлица, поскольку он не является средством платежа за другие услуги, кроме как за услуги связи».
На этом претензии к новой инициативе ФССП не закончились, аналитики назвали данную меру малоэффективной, поскольку средний остаток на счету абонента в России составляет около 200 рублей.
Списание таких маленьких сумм требует больших технических затрат, поэтому инициатива и кажется сомнительной, утверждает директор по развитию бизнеса аналитической компании Froost & Sullivan Татьяна Толмачева.
Пресс-секретарь «ВымпелКома» Ксения Корнеева подтвердила факт обращения судебных приставов за информацией об абонентах. «Наша компания не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства», — заявила г-жа Корнеева.
«Мы хотим, чтобы наши действия полностью соответствовали требованиям российского законодательства», — солидарна с коллегами представитель «МегаФона» Марина Белашева.
Президент региональной Ассоциации операторов и председатель правления Tele2 Юрий Домбровский также признает наличие проблемы:
«Сейчас на счету ФССП находятся 1,8 млн. неплательщиков, более 90% из которых являются людьми, не расплатившимися по кредиту. Почему деньги должны списываться со счетов мобильных операторов, а главное — на каком основании операторы должны предоставлять информацию в ФССП, не совсем ясно».
Андрей Кабиров:
такое право у судебных приставов имеется
Руководитель пресс-службы УФССП по Красноярскому краю Андрей Кабиров пояснил РЕКЛАМЕ-МАМЕ, что судебные приставы имеют право получать информацию об абонентах, являющихся должниками по исполнительным производствам, у операторов сотовой связи.
«Однозначно, судебные приставы имеют законодательное право запрашивать информацию о неплательщике у сотового оператора и ее получать.
Операторы «прячутся» за закон о связи, опираясь на положения данного законодательного акта о том, что компании сотовой связи не должны разглашать персональные данные абонента, — рассказывает Андрей Кабиров.
— Но мы и не просим предоставить судебным приставам всю базу номеров, только данные по конкретным неплательщикам. И этой практикой занимаются многие регионы, ФССП сейчас решила наши усилия объединить, создать соглашение между ФССП и сотовыми операторами и действовать в рамках закона.
Операторы нарушают административный кодекс, не предоставляя требуемой информации судебным приставам. У нас уже были судебные разбирательства по этому поводу, и закон оказывался на нашей стороне, принуждая сотовых операторов выплатить штраф за нарушение и предоставить нам информацию об абонентах».
Андрей Кабиров также пояснил, что ситуация с сотовыми операторами очень похожа на ситуацию, когда ФССП внедряло способ взыскания путем списания денег с банковских счетов должников. Банкиры тоже отказывались от предоставления информации приставам о счетах физлиц и юрлиц, которые являются должниками, апеллируя к закону о банковской тайне.
Приставы имеют право получать информацию об абонентах по административному кодексу
«Несколько судебных разбирательств и штрафов сразу отрезвили многие банки.
После выхода решения Пленума Верховного суда о том, что банки не имеют право утаивать информацию от судебных приставов, предоставлять данные о лицевых счета стали все банки.
Счета физ- и юрлиц ничем не отличаются от счетов абонентов сотовой связи. Понятно, почему против этой инициативы выступают сотовые операторы, — от них может уйти клиент и сумма платежа», — подчеркнул г-н Кабиров.
Также руководитель пресс-службы УФССП по Красноярскому краю заверил, что сомневаться в экономической целесообразности снятия долгов со счетов абонентов не стоит.
«Сотовые компании, высказываясь против новой инициативы, утверждают, что суммы небольшие и их взыскание не принесет ожидаемых результатов. Однако здесь нужно учитывать, что в год возбуждается десятки миллионов исполнительных производств, — поясняет Андрей Кабиров.
— Представьте, что мы взыщем с половины неплательщиков по 200 рублей, это получится гигантская сумма взыскания. Кроме того, эта инициатива создаст более мощное психологическое влияние на неплательщика, чем какие-то другие способы взыскания.
Современная жизнь завязана на сотовой связи, и менять сим-карту каждый раз, как только будет приходить SMS-сообщение от судебных приставов, неплательщик не сможет».
Также г-н Кабиров в беседе с РМ подчеркнул, что введение новой инициативы поможет решить давнюю проблему приставов — перегруженность делами о взыскании небольших долгов (см. «Штрафовать на 100 рублей невыгодно»):
«Нам нужно взыскать 100 рублей, но на сам процесс мы потратим от 600 рублей, что абсолютно невыгодно. Поэтому лучше списывать эти долги с банковских счетов и счетов абонентов мобильных операторов. В этом плане новая инициатива будет очень полезна и эффективна.
Сотовые операторы должны понять: ФССП вовсе не хочет никого обижать и вредить бизнесу, необходимо лишь заставить должников платить по долгам. Поэтому надо заключить соглашение со всеми операторами сотовой связи, чтобы должнику некуда было бежать, и он знал, что его все равно найдут. Тогда операторы не потеряют свои деньги».
Роман Ушаков: вопрос запутанный
Менеджер по связям с общественностью Красноярского отделения ЗАО «Мобиком-Новосибирск» Роман Ушаков сказал РМ, что вопрос о том, как сотовый оператор будет реагировать на новую инициативу судебных приставов, находится в полной компетенции руководства компании.
При этом он отметил, что предложенная инициатива не нова, и ее сотовые операторы обсуждают около года.
«Чтобы в этом направлении что-то двигалось и принимались какие-то решения, нужно принять на соответствующем уровне нормативные акты по этому поводу. Вопрос должны/не должны сотовые операторы по запросам судебных приставов предоставлять информацию об абонентах, весьма запутан, — рассказывает Роман Ушаков.
— Существует закон о связи, где есть пункт о неразглашении сотовыми операторами личных данных абонента, и есть административный кодекс, который обязывает эту информацию предоставлять. В этом вопросе должен поставить точку государственный орган, который и пропишет четкий алгоритм взаимодействия операторов сотовой связи и судебных приставов. Нужно, чтобы все было законно».
РМ тоже считает, что взаимоотношения между ФССП и сотовыми операторами должно быть закреплены законодательно. Как это произошло с банкирами, когда после решения Пленума Верховного суда всем сразу стало ясно, кто кому и что должен, а заблокированные приставами баковские карты стали обычным делом.