Изучение мировых религий станет обязательным для всех красноярских школьников. Красноярский край вошел в число пилотных регионов, где со следующего года начнется преподавание основ мировых религий.
Педагоги и чиновники по поводу нужности и необходимости новой школьной дисциплины к единому мнению до сих пор не пришли.
Красноярским школьникам расскажут, во что можно верить
О том, что Красноярский край вошел в число регионов, в школах которого в качестве эксперимента будет вводиться новый предмет, сообщил директор департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко на традиционном краевом августовском педсовете.
По его словам, в сентябре этого года группа разработчиков начнет работу над созданием пособий по новому предмету, зимой планируется начать обучение учителей, а школьников начнут обучать в четвертой четверти грядущего учебного года, с четвертых классов.
Новость о том, что предметы духовного порядка будут преподавать в школах, всколыхнула образовательное сообщество. А предложение о введении нового предмета было разработано Министерством образования еще в 2002 году. Сначала предлагалось ввести предмет, который содержал бы в себе курс «Основы православной культуры». Предлагался он в качестве факультатива. Тогда казалось странным, что в светской школе будут рассказывать о религии, и мало кто верил, что такой предмет появится во всех школах.
Однако после выступления Президента РФ на совещании в июле этого года, когда Дмитрий Медведев поддержал введение в школах обязательного предмета под рабочим названием «Духовно-нравственное воспитание», стало ясно: появление нового предмета неизбежно.
На совещании Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Президент сказал — значит, сделано: эксперимент пройдет в 17 регионах РФ.
Школьный эксперимент начнется только в конце нового учебного года, однако представителей власти города и края уже кое-что в нововведении не устраивает, а именно «обязаловка».
Так, депутат Горсовета Марина Малышева отметила: «Я как директор школы, как специалист, считаю, что изучение подобного предмета возможно только в рамках факультативных курсов, в рамках профильности. Насколько глубоко нужно такое изучение, мне сказать сложно».
Закон Божий можно изучать
и в воскресной церковной школе
Депутат Законодательного собрания Красноярского края, член комитета ЗС по образованию, науке и культуре Оксана Демченко в интервью НИА высказалась еще более резко:
«Не думаю, что эта инициатива будет поддержана большей частью общества. Если есть желание изучать законы Божьи — иди в воскресную школу при церкви. Россия многонациональная, многоконфессиональная страна. Нельзя вводить в школах уроки православия или иудаизма. Возникнут проблемы. В школах усилятся межнациональные конфликты».
А вот чиновники в своих комментариях оказались более сдержанными, отмечая, что новый предмет в настоящее время актуален.
«Я считаю, что изучение основ мировых религий в школе актуально, но нужно изучать только культурологический аспект. Это традиции, культура, история, искусство, но не заучивание религиозных постулатов, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ заместитель начальника главного управления образования администрации Красноярска Ирина Лютикова.
— Наша культура так или иначе связана с православными традициями, поэтому введение нового предмета вполне естественно, культуру надо изучать. Другое дело, что у нас в стране много разных религиозных конфессий, и поэтому предлагается на выбор школьников изучать любую религию факультативно по согласию учащихся и их родителей, а не обязательно только христианство».
Однако среди самих педагогов все еще нет единого мнения о необходимости введения нового предмета. Один из распространенных вопросов у учителей — по какой программе и по каким учебникам будут обучать новой дисциплине.
Приверженцы разных религий
не должны чувствовать себя ущемленными
«Лишь бы не было перекоса. Дети-приверженцы разных конфессий не должны чувствовать себя ущемленными.
Мы должны и можем поддерживать диалог культур за счет атмосферы в коллективе, внеклассных занятий и т. д.
Если есть взаимопонимание среди приверженцев разных религий, то и специального урока не надо, — считает учитель русского языка и литературы Марина Евсеева.
— Многое зависит от того, что за люди будут ребят учить и по каким учебникам. Насколько я знаю, учителей будут специально для этого предмета обучать, а учебная литература сейчас только разрабатывается. Мне кажется, за такой небольшой срок невозможно подготовиться к преподаванию такого серьезного предмета.
И еще. Одно дело — дать педагогу новые знания. Но мы не можем повлиять на убеждения педагога и его внутреннюю культуру, которая очень важна, когда речь идет о духовном воспитании».
Остается надеяться, что за оставшееся до весны 2010 года время к нововведению успеют подготовиться — морально и технически — и муниципалитеты, и педагоги, и родители, и дети, чтобы это новшество оказалось не таким болезненным, и не принесло национальной культуре больше ущерба, чем пользы.