В российском Интернете растут продажи продуктов питания. Некоторые крупные супермаркеты Москвы активно взялись за развитие истиино сетевого продуктового ритейла в стремлении привлечь новых покупателей.
Однако пока дистанционные продажи еды не приносят огромных доходов даже в столице. В Красноярске же, как и следовало ожидать, виртуальные авоськи заполняются значительно меньше. Но начало положено.
Как сообщают «Ведомости», московская «Азбука вкуса» начала интернет-продажи продуктов в апреле, а сеть супермаркетов «Седьмой континент», которая работает в этом сегменте еще с 2002 года, в июле полностью обновила онлайн-проект, изменив ассортимент, позиционирование и цены на своих электронных прилавках.
Обе компании надеются, что продажи еды по Интернету не только увеличат общее число постоянных покупателей, но и привлекут внимание «случайных» клиентов.
Очевидно, что люди чаще ходят за продуктами в магазин, расположенный рядом с домом. В сравнении с этим виртуальные гастрономы не зависят от привязки к территории и потому могут значительно расширить «сферу влияния» конкретной продуктовой сети.
По Интернету можно заказать практически любой продовольственный товар супермаркетов
По Интернету можно заказать практически любой продовольственный товар супермаркетов.
У «Азбуки вкуса» это 10 тысяч наименований, «Седьмого континента» — 11 тысяч.
Ассортимент последнего увеличился в июле за счет товаров повседневного спроса: до этого интернет-продажи «Континента» составляли в основном элитные напитки и деликатесы.
После того как кризис резко уменьшил количество подобных заказов (продажи за первое полугодие 2009-го сократились на треть), сеть переключилась на более демократичные молочные продукты, овощи, мясо.
Цены в онлайне совпадают с реальными. Средний чек электронного заказа на сегодня составляет в «Семерке» 3300-3400 руб., в «Азбуке вкуса» — 4500-5000 руб..
Все заказы формируются в обычных магазинах сетей, после чего развозятся клиенту курьерским транспортом. В Москве с ее многочасовыми пробками такая система значительно экономит время покупателей.
Однако пока продовольственная торговля по Интернету не приносит большой прибыли.
«Седьмой континент» рассчитывает к концу года не более чем на 2% от общего оборота продаж (т.е. примерно на 200 млн. руб.). «Азбука вкуса» мечтает об оптимальных 10% (10,1 млрд. руб. по уровню прошлого года). Так что основную кассу супермаркетам делают обычные реальные покупатели.
Есть, однако, на московском рынке ритейлер, который уже несколько лет занимается продажей «виртуальной» еды как основным бизнесом, — сеть «Утконос».
В ассортименте магазина — 43 тысячи позиций. 75% продаж приходится на Интернет, остальное — на заказы по телефону и через сеть терминалов. Средний чек сети составляет 3000 руб., а ее годовой оборот оценивается примерно в 10 млрд. рублей.
При этом «Утконос» вложил в свой интернет-бизнес значительные средства: на строительство распределительного центра в 2006 году было потрачено больше 220 млн. долларов. Огромные деньги постоянно идут на логистику: центр собирает товары от поставщиков, курьеры развозят заказы — более 13 тысяч в день.
Большие затраты — и средние прибыли. Таковы общие мировые тенденции виртуальной торговли едой.
Причина этого в том, что люди обычно не планируют покупку продуктов заранее и приобретают еду стихийно. Кроме того, при выборе продукта покупателю очень важно по возможности рассмотреть и подержать его в руках (как раз по этой причине супермаркеты популярнее прилавков).
Однако плюсы интернет-торговли тоже очевидны: не надо ждать, не нужно стоять в пробках, таскать тяжелые сумки. К тому же так легче потратить на еду четко запланированную сумму, не поддавшись влиянию голодного порыва. Так что с каждым днем все большее число людей вместо того, чтобы тащиться в магазин, просто включают компьютер и выходят в сеть.
У «Красного яра» есть своя интернет-аудитория
Правда, в России это касается преимущественно столичных городов.
Главным сдерживающим фактором электронной торговли является слабое распространение Интернета в остальной России. По данным опросов, из 34,9 млн. тех, кто пользуется им чаще, чем раз в месяц, 5,1 млн. составляют москвичи.
Однако своя клиентура у единственного на сегодня (не считая торговцев готовыми обедами) красноярского интернет-продавца еды — сети «Красный Яр» — все-таки есть.
«Интернет-доставка продуктов — направление интересное и для нашей сети не новое, — рассказывает РМ Евгений Дергачев, директор по маркетингу сети гастрономов «Красный Яр». — Уже несколько лет мы сотрудничаем с компанией, занимающейся доставкой наших товаров покупателям (www.pelican-k.ru).
Оборот по этой услуге пока небольшой, и мы связываем это с особенностью менталитета красноярских покупателей: новшества приживаются достаточно медленно, и основной массе красноярцев привычнее покупать ежедневные продукты традиционным способом.
Между тем интернет-заказ (или заказ по телефону) уже довольно активно используют те красноярцы, которым необходимо купить продукты к какому-либо событию, празднику. Это очень удобно и экономит массу времени — достаточно только сделать заказ, и весь необходимый список товаров будет доставлен в квартиру в срок».
В службе доставки «Пеликан» нам подтвердили слова Евгения Дергачева: «Продуктовые заказы люди делают довольно часто. Ценники разные, они могут быть и в пределах тысячи, и даже доходить до 15-20 тысяч рублей.
Вообще, мы работаем на этом рынке уже пять лет, и можно сказать, что продукты составляют бОльшую долю товаров, которые красноярцы заказывают через нашу компанию по Интернету».
«Ритм городской жизни растет постоянно, у людей остается все меньше свободного времени. В то же время растет доверие к онлайн-ресурсам, и все больше людей становятся активными пользователями интернет-сервисов. Поэтому мы считаем продажу продуктов через интернет перспективным направлением и планируем развивать его соразмерно потребностям наших покупателей», — резюмирует Евгений Дергачев.
В «Командоре» считают интернет-торговлю многообещащей
Пока у «Красного Яра» в нашем городе конкурентов нет. Но в будущем, возможно, появятся.
Юлия Горовая, менеджер по маркетингу сети супермаркетов «Командор», сообщила корреспонденту «РМ»:
«Мы считаем это направление торговли многообещающим. Подобные предложения уже рассматривались в компании, так же, как и осуществление продуктовых заказов по телефону, но пока мы сосредоточились на других проектах. Кстати, организовать интернет-торговлю продуктами иногда нам предлагают сами покупатели.
А вот в нашем мебельном ритейле скоро появится возможность выбрать и, скорее всего, заказать товар по электронному каталогу».
Тем временем санкт-петербургская компания «О'Кей» продолжает наступление на красноярский продуктовый рынок традиционным способом. Так в ТРК «Июнь» открылся второй по счету гипермаркет «О'Кей», в котором представлены более 25 тысяч наименований продовольственных товаров.
Пойдем катать тележки или, лежа на диване, отправим за едой компьютерную мышь? В любом случае хорошо, что выбор у нас уже есть.