По данным исследования компании «Авента-Инфо», в период экономической нестабильности значительно увеличились шансы российских покупателей приобрести подделку вместо лицензионных аудио- и видеодисков, качественной одежды или алкоголя.
Сотрудники УБЭП ГУВД по Красноярскому краю в целом со статистикой согласны, однако в возникновении контрафактного бума в кризис сомневаются.
Аудиовидеопродукция и программное обеспечение лидируют по объему контрафакта
Бесспорный лидер по объему контрафакта в 2009 году — аудиовидеопродукция и программное обеспечение. Здесь на долю контрафакта приходится около 85% от общего объема товаров, представленных на рынке. Такие данные обнародовала недавно компания «Авента-Инфо», специализирующаяся в области интеллектуального права, пишет РБК daily.
Группу риска возглавляют покупатели аудиовидеодисков и программного обеспечения. Доля подделок здесь с 2007 года выросла почти в 2,5 раза. Около 70% одежды и обуви также являются подделками. На контрафактные автозапчасти и алкогольную продукцию, согласно результатам исследования, приходится более половины всех товаров — по 60%. Затем в порядке убывания идут: косметика (35%), лекарства (60%) и игрушки (7%).
Данные Федеральной таможенной службы (ФТС) оказались схожи со статистикой аналитиков. По данным ФТС, на первом месте среди задерживаемых контрафактных товаров — одежда и обувь, на втором — продукты питания, в основном кондитерские изделия и шоколад, далее — парфюмерия и косметика, табачная продукция, оптические носители информации, кожгалантерея, часы, бытовая техника, бытовая химия и фармацевтическая продукция.
Таможенники задерживают немало контрафактной одежды
«Наиболее часто в последнее время мы изымаем контрафактные товары с незаконно размещенной символикой «Сочи-2014», — рассказал источник в ФТС. — В основном это майки, футболки, кофты, шорты, носки и кроссовки».
В МВД России рейтинг подвергли сомнению.
Цифра 60% контрафакта в алкоголе характерна разве что для республик Северного Кавказа, считают в департаменте экономической безопасности МВД. В целом же по России эта доля не превышает 20-25%.
С дисками ситуация тоже спорная. УБЭПы регулярно изымают нелицензионную продукцию, но это не означает, что легальная продукция занимает только 15% данного сегмента рынка.
Красноярские сотрудники правоохранительных органов с приведенным рейтингом в целом согласились.
Как рассказала РЕКЛАМЕ-МАМЕ пресс-секретарь УБЭП ГУВД по Красноярскому краю Лариса Мартынова, в целом статистика нашего региона от данных исследования мало чем отличается.
На первом месте значится видео-аудиопродукция и программное обеспечение, на втором товары народного потребления, куда входит одежда, аксессуары, очки, сумки и т.д., на третьем сотовые телефоны, на четвертом алкогольная продукция.
Красноярский контрафакт от кризиса практически не зависит
При этом сотрудники УБЭП ГУВД по Красноярскому краю сомневаются в том, что в России начинается контрафактный бум, вызванный финансовым кризисом.
«Нашими патрулями постоянно проводятся рейды по изъятию контрафактной продукции.
С начала года сотрудниками УВД по краю проведено более тысячи проверок объектов торговли и услуг, выявлено около 400 преступлений.
Объем контрафактной продукции на рынке по сравнению с прошлым годом остался на уровне прошлого года, всплеска или постепенного увеличения контрафактной продукции в регионе не наблюдается», — отметила Лариса Мартынова.
Эту информацию подверждают и некоторые федеральные эксперты: сотрудники аналитической компании перестарались в своих подсчетах, и сегодняшняя ситуация с контрафактом мало отличается от докризисной.
«Те, кто покупал пиратские DVD, продолжит покупать их, — считает генеральный директор «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк.
— Среди тех же, кто покупал лицензионные, совсем небольшой процент переметнется в контрафакт. И это увеличение спроса будет компенсировано теми людьми, которые из-за отсутствия денег вообще откажутся от покупок пиратских DVD.
В итоге эти все подвижки особо не повлияют на объемы контрафакта; за счет падения продаж оригинальных товаров немного изменится лишь доля контрафакта».
Так что приверженность отчественного потребителя к контрафакту стабильна и в кризис: не падает, но и не растет.