Федеральные власти обяжут все монорегионы России создать собственные резервные фонды. Красноярский край уже создает резервный фонд — по собственной инициативе, без указки сверху.
Монорегионы должны создать собственные резервные фонды
До конца этого года минфин подготовит изменения в Бюджетный кодекс, а также методические рекомендации по новым правилам, сообщает «Российская газета».
Требование создавать свои «подушки безопасности» может коснуться десятка регионов, прогнозирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Под норму, скорее всего, подпадут регионы, завязанные на «нефтянку» (Ханты-Мансийский АО, Сахалинская область) и металлургию (Липецкая, Вологодская, Кемеровская, Челябинская области).
В концепции сказано, что требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов должно быть предусмотрено для субъектов «с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры».
С точки зрения долгосрочной перспективы это правильная рекомендация, но сейчас она сработает вряд ли, считает эксперт.
В состоянии тяжелой болезни напоминать о здоровом образе жизни бессмысленно
«В состоянии тяжелой болезни напоминать о здоровом образе жизни, может быть, и полезно. Но особого смысла в этом нет», — говорит Зубаревич.
Именно монорегионы, напоминает она, больше всего пострадали от кризиса. И силы надо направить на то, чтобы решить проблему нормального, а не ручного механизма их поддержки. Без этого им трудно будет выходить даже на выполнение базовых социальных обязательств, а отложить «на черный день» невозможно.
Документ предполагает более гибкое перераспределение денег внутри региона: они получат право брать кредиты от муниципальных образований и изымать у них «сверхдоходы», перераспределяя их в пользу более бедных территорий.
Но параллельно правительство намерено строже подходить к бюджетным расходам в регионах. В концепции все регионы предлагается разбить на три группы по уровню управления своими бюджетами.
За основу, судя по всему, возьмут долю бюджетных расходов, ориентированных на результат. Но точно критерии должен сформулировать минфин.
При этом «передовикам» бюджетного управления обещают поощрение. «Середнякам» подскажут, как исправить ситуацию. Для «отстающих» могут быть введены санкции, вплоть до рекомендаций губернаторам об отстранении от должности региональных министров финансов.
РЕКЛАМА-МАМА отмечает, что Красноярский край уже приступил к формированию резервного фонда без федеральной указки — такие полномочия Бюджетный кодекс РФ предоставил регионам в январе нынешнего года.
Михаил Котюков
О необходимости создания резервного фонда края министр финансов Михаил Котюков заявлял еще на заседании правительства в контексте предстоящей работы над проектом закона края «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов».
«Долговые обязательства будут сокращать возможности краевого бюджета. Как регион с монозависимой экономикой, зависимостью от основных налогоплательщиков мы должны принять решение о формировании резервного фонда», — сказал Котюков.
В мае краевое правительство внесло в Законодательное собрание проект «О внесении изменений в Закон края «О бюджетном процессе в Красноярском крае». Одно из главных изменений касалось возможности создания резервного фонда региона.
В конце мая на заседании сессии ЗС Михаил Котюков представил проект нового закона, который был принят депутатами ЗС сразу в двух чтениях. К осени правительство намерено подготовить необходимые документы, определяющие источники, порядок формирования, а также условия использования средств резервного фонда края.
Так что теперь Красноярский край будет, как взрослый, со своим РФ. А чем мы хуже суверенного государства? Говорил же в свое время один сатирик, что Красноярский край покрывает Швейцарию, как бык овцу...