Минпромторг предлагает продавать безрецептурные лекарственные препараты в обычных продуктовых магазинах. Участников фармрынка новый проект пугает, а торговые сети — радует.
Предложение Минпромторга зарегистрировано в аппарате правительства 27 июля, концепция подписана заместителем главы Минпромторга Андреем Дементьевым, сообщает РБК daily.
В универсальных магазинах может быть создан «аптечный отдел»
Автор документа предлагает существенно расширить перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право на осуществление фармацевтической деятельности в составе закупки и розничной продажи лекарственных средств и сопутствующего ассортимента, и внести дополнения и изменения в соответствующие законодательные акты.
Предполагается, что в универсальном магазине может быть создан «аптечный отдел», а именно «необособленная часть торгового зала с расположенными на ней стеллажами с медикаментами». В таком отделе магазины получат возможность торговать безрецептурными лекарственными препаратами «повседневного массового спроса», витаминами, лечебной косметикой, товарами для здоровья и БАДами.
Все это, по идее авторов концепции, обеспечит доступность лекарств для населения: покупатели получат возможность приобрести необходимые лекарства в том же месте, где и продукты питания.
Инициатива абсурдна и вызывает массу вопросов у профессионального аптечного сообщества, возмущается исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. «Кто будет контролировать эти точки? — спрашивает она. — Их будут десятки тысяч».
Эксперт напоминает, что обязательное лицензирование деятельности аптек сейчас подразумевает исполнение строгих государственных стандартов доставки, учета, хранения и квалификации персонала. Она уверена, что в аптечных отделах продуктовых магазинов количество фальсификатов будет стремительно расти.
«Продажа лекарств в супермаркетах не только не приведет к снижению цен, но и может спровоцировать рост количества фальсифицированных лекарств», — соглашается директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью «36,6» Ирина Лаврова.
Аптечный бизнес может оказаться
под угрозой
В результате под угрозой может оказаться бизнес аптек, у которых хотят отобрать самый рентабельный товар: около 70% оборота приходится именно на продажи безрецептурных препаратов и парафармы, отмечает Елена Неволина. «Сегодня аптечные киоски, торгующие только безрецептурными препаратами, являются самыми рентабельными, — говорит она. —
Из-за растущего числа таких киосков в полноценных аптеках падают продажи безрецептурного ассортимента, из-за чего снижается общая рентабельность». Однако Владимир Кинцурашвили, гендиректор сети аптек «А5», у которой есть 100 точек в супермаркетах, считает, что обычные аптеки не пострадают: западный опыт говорит, что все прекрасно уживаются.
Авторы документа приводят в пример США, Венгрию, Данию, Италию, Израиль, Польшу, Швецию и другие страны, где разрешено торговать безрецептурными лекарствами в неспециализированных торговых точках. Однако эксперты опасаются, что в России к безрецептурным препаратам при желании можно отнести любые лекарства, которые в Европе приобретаются только по рецепту. Директор отдела маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов считает, что для перенесения западного опыта в Россию необходимо кардинально пересмотреть список безрецептурных препаратов.
А вот для фармпроизводителей идея Минпромторга выгодна. «Это дополнительная возможность расширения базы розничных точек, в которых может быть представлена наша продукция», — говорит вице-президент STADA по России и странам СНГ и Балтии Дмитрий Ефимов.
Торговым сетям идея Минпромторга интересна
Но это что касается представителей фармрынка. А как относится к предложению продавать безрецептурные лекарственные средства в супермаркетах «другой фигурант» — торговые сети?
К примеру, красноярской торговой сети «Командор» оно кажется интересным. «Мы всегда стараемся поддержать наших покупателей и предоставить широкий ассортимент товаров. Подобная идея позволит сократить покупателям время на покупки, когда необходимо купить еды и, например, лекарств от простуды, — пояснила РЕКЛАМЕ-МАМЕ Юлия Горовая, менеджер по рекламе и PR сети супермаркетов «Командор». — Те товары, которые сейчас представлены и в аптеках, и в супермаркетах (пластыри, презервативы, тесты на беременность) пользуются хорошим спросом».
В «Командоре» согласились и с тезисом, что такой способ реализации лекарств сделает их более доступными для населения, так как круглосуточных супермаркетов больше, чем круглосуточных аптек.
И правда, удобно. Можно сразу в одной торговой точке приобрести, к примеру весь джентльменский набор для веселого вечера: водку, селедку, презервативы и анальгин на утро.