Четверть «белых воротничков» как минимум раз в неделю врут на работе. А почти каждый десятый врет по несколько раз в день. «Своим» чаще всего люди говорят неправду, оправдывая опоздания и прогулы. А «чужим» — чтобы лучше продать результаты своего труда.
Все врут. Кто раз
в неделю, кто несколько раз на дню
По данным опроса HeadHunter, 75% офисных работников прибегают ко лжи на службе, чтобы сгладить конфликты и быстрее решить проблемы. Несколько раз в неделю прибегают к ней 16% респондентов, один или несколько раз в месяц лгут 23% опрошенных. А 9% считают ложь панацеей почти от всех проблем и обманывают окружающих по несколько раз в день.
С кризисом желание лгать руководству, коллегам по работе или клиентам увеличилось. «Врать на работе вынуждают страх и лень, — поясняет «Газете.Ру» директор по маркетингу и пиару группы компаний HeadHunter Ольга Бруковская. —
Поэтому в ситуации кризиса, увеличения количества задач и ужесточения дисциплины можно предположить, что склонные ко лжи люди сочтут наиболее удобным и простым решением врать руководству все чаще».
Больше всего лгут на работе продавцы товаров повседневного спроса, только 17% из опрошенных представителей этой сферы заявили, что всегда говорят правду. Много лжецов также в маркетинге, в транспортной сфере, в логистике. «Привычка врать может развиться в силу особенностей работы, — считает Бруковская. — Например, люди, занимающиеся маркетингом, приукрашивают достоинства продукта, который они продвигают».
Коллегам и начальству россияне наиболее часто врут относительно отсутствия на рабочем месте или опоздания на работу.
35% опрошенных придумывают для сокрытия прогулов разнообразные истории — от полуправдивых до самых невероятных. Также часто толкает на ложь желание поддержать хорошие отношения с коллегами и начальством. 30% опрошенных добиваются этого, например, делая незаслуженный комплимент внешнему виду сослуживца.
Склонны офисные работники лгать и относительно выполнения своих рабочих задач. Так, 22% респондентов выдумывают причины, по которой задача до сих пор не выполнена или не выполняется, 13% завышают свои показатели и успехи, а 10% опрошенных предпочитают «не замечать» пришедших писем от начальства или клиентов, «не слышать» звонка и так далее.
Я не выполнил задание,
потому что... потому что...
Наконец, ещё одна частая причина для лжи — объяснение начальству, почему сотрудник на рабочем месте не занимается делами. Впрочем, руководитель центра уровня и качества жизни Института социальной политики академии труда и социальных отношений Сергей Уланов не считает, что такие хитрости помогают работникам:
«Работодатель может не прислушиваться к вранью сотрудников. Для того чтобы уволить человека, не надо его ловить на вранье». И уважительная, на первый взгляд, причина не имеет особого значения при желании уволить человека.
Но «чужим», то есть клиентам и партнерам, российские граждане также врут весьма охотно, показывает исследование компании Superjob. 51% трех тысяч опрошенных россиян подозревают во лжи работников торговли — продавцов-консультантов, рыночных торговцев, менеджеров по продажам и прочее.
Руководитель отдела социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубин считает, что механизм недоверия россиян к торговцам базируется на непрозрачности нашего существования.
«Люди живут в мире, механизмов которого они не знают, и они склонны считать эти механизмы обманом», — объясняет он. Торговцы — это люди, которые внедряют деньги в жизнь, а так как люди не понимают тонкости товарно-денежного оборота, они склонны считать торговцев внутренним врагом общества.
4% россиян обвиняют рекламистов в заведомом обмане
Методы работы риелторов вызывают недоверие у 3% респондентов, а 2% россиян считают, что лгут маркетологи и юристы. Удивительно, но в список людей, которым склонны верить люди, попали журналисты.
Чтобы оценить, работники каких отраслей сами склонны к обману и как они объясняют свою ложь, исследовательский центр Superjob задал представителям пятидесяти профессий вопрос: «Готовы ли вы сказать неправду, приукрасить либо исказить информацию о своём товаре или услуге, если вам это нужно для достижения высоких результатов на работе?»
Наибольшую предрасположенность ко лжи продемонстрировали работники всё той же торговой сферы: 61% торговых представителей и 58% менеджеров по продажам ответили на предложенный вопрос утвердительно.
Допустимой ложь в профессиональных целях считают 57% пиар-менеджеров, телеведущих. Причем причины для лжи разные представители разных профессий тоже называют разные: если специалисты по кредитованию (56% лжецов) склонны объяснять ее тем, что «это стиль жизни в России», то портные (54%) утверждают, что обманывают заказчика, когда уверены, что смогут выполнить работу.
Рекламщики (54%) в своей лжи «замалчивают» отрицательные стороны товаров, а логисты (50%) и маркетологи (49%) лгут «во имя процветания фирмы». Руководители же предприятий (46%) объясняют неправду отеческим отношением к подчинённым.
Самыми «правдивыми» оказались программисты, работники парикмахерских (потенциальных обманщиков среди них 26%), а также преподаватели (24%) и врачи (23%). Они, как правило, искажают правду лишь при трудоустройстве.
Исследователи указывают, однако, что опрос этот изначально построен на доверии, люди сами отвечают, лгут ли они. А «это не реальная оценка уровня лживости, — отмечает Дубин. —
Человек может сказать «да, я не лгу», солгав при этом».
А может солгать и сам себе поверить. Вот такой он — российский парадокс лжеца.