Вот уже целый год авиасферу Красноярска сотрясают скандалы, банкротства и судебные разбирательства. Почти минувший июль выдался нелегким — «КрасЭйр» признан банкротом и подал в суд на министерство финансов, «Аэропорт «Красноярск» наоборот требует признать себя банкротом, а авиапредприятие «Черемшанка» УФАС обвиняет в нарушении закона о конкуренции.
«КрасЭйр» судится с министерством финансов РФ
30 июля обанкротившаяся авиакомпания «КрасЭйр» подала в суд на министерство финансов РФ, обратившись в арбитражный суд Москвы. Дело числится в категории «Экономические споры по гражданским правоотношениям», а заявленная сумма составляет почти полмиллиарда — 472,2 млн. рублей.
Дата заседания еще не назначена. Процесс начнется только после принятия иска к производству, суд также вправе отклонить заявление ОАО «Красноярские авиалинии».
Положительное решение по делу о банкротстве «КрасЭйр» арбитражный суд Красноярска вынес 6 июля. С заявлением о признании предприятия банкротом еще осенью 2008 года в суд обратилась лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко».
Сейчас имущественный комплекс обанкротившегося авиаперевозчика уже частично выкупается правительством края в пользу ООО «Аэропорт «Емельяново» в целях погашения задолженности по зарплате перед работниками «Красноярских авиалиний» (см. «Аэропорт: видимость отличная»). Заявления в арбитражный суд о включении в реестр кредиторов «КрасЭйра» подали более сотни компаний, а совокупный объем их претензий превышает 14 млрд. рублей, сообщает Newslab.ru.
Аэропорт «Красноярск» требует признать себя банкротом
В то время как «КрасЭйр» сопротивляется, «Аэропорт Красноярск» наоборот требует признать себя банкротом. В августе в арбитражном суде Красноярского края продолжится судебное разбирательство по заявлению общества о признании самого себя банкротом. Дело было принято к рассмотрению в июне.
Как указал заявитель, невозможность своевременно и в полном объеме выполнять денежные обязательства вызвана тяжелым финансовым положением ОАО «Аэропорт Красноярск», которое сложилось в результате банкротства базового регионального авиаперевозчика ОАО «Авиакомпания «Красноярские авиалинии» и группы связанных с ним авиапредприятий.
Сумма задолженности по всем видам обязательств, составляющая на дату подачи заявления более 500 млн. руб., оказалась просрочена свыше шести месяцев с даты, когда она должна была быть погашена.
Суд ждет
В ответ на определение суда о принятии заявления к рассмотрению Министерство транспорта РФ указало на невозможность подготовки позиции по данному делу, так как оно еще не получило от должника необходимые документы.
В целях обеспечения создания Красноярского международного авиатранспортного узла находящиеся в федеральной собственности 51% акций аэропорта были переданы в государственную собственность Красноярского края. Учитывая это, суд посчитал необходимым отложить рассмотрение дела для того, чтобы получить отзыв от основного акционера и федерального органа исполнительной власти.
Кроме всего вышесказанного, по информации «Коммерсанта», 30 июля красноярское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) признало ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка»» (управляет аэропортом Игарка) нарушившим закон «О защите конкуренции».
Как сообщил заместитель руководителя красноярского УФАС Олег Харченко, с заявлением в его ведомство обратилось ООО «Авиакомпания «Турухан». Как следовало из жалобы, ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» в одностороннем порядке расторгло договор с авиакомпанией на прием, хранение и выдачу нефтепродуктов для заправки вертолетов.
По данным УФАС, эти действия создают угрозу для авиационного обслуживания работ на Ванкорском месторождении компании «Роснефть» в текущем году, которое выполняет ООО. «По мнению заявителя, такие действия препятствуют выполнению полетов на месторождение вертолетами. Мы доказали, что «Черемшанка» занимает доминирующее положение на рынке услуг по приему, хранению и выдаче авиационных ГСМ в аэропорту Игарка и расторжение договора с перевозчиком является незаконным», — уточнил господин Харченко.
Черемшанка — злостный монополист
Краевое УФАС признало «Черемшанку»» нарушившей ч. 10 ФЗ «О защите конкуренции» («Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением») и выдало предписание об устранении нарушения. Кроме того, ведомство намерено привлечь ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» к административной ответственности, назначив штраф от оборота компании.
По данным УФАС, представители «Черемшанки» выразили несогласие с решением комиссии. «По версии авиапредприятия, высказанной в ходе рассмотрения дела, договор считается незаключенным, поскольку в нем не оговорены существенные условия, в том числе цена и объем нефтепродуктов. Кроме того, представители ФГУП указали на отсутствие согласования договора с Росавиацией», — пояснили в ведомстве.
Решение УФАС будет направлено в ФГУП «Авиапредприятие «Черемшанка» в течение десяти дней и должно быть исполнено в течение месяца.
Судя по всему, арбитражному суду и УФАС в ближайшее время скучать не придется. Авиаторы не дадут. Впрочем, не только они.