Россияне стали покупать более дешевые автомобили, перенеся свое внимание с иномарок на продукцию АвтоВАЗа.
Красноярцы же приобретают больше подержанных иностранных малолитражек, зато из отечественных авто они выбирают самые дорогие.
Красноярцев заинтересовали подержанные иностранные малолитражки
По оценкам специалистов аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии средняя стоимость проданных машин снизилась с $22 тыс. до $18,5 тыс., сообщает Gazeta.Ru.
«Граждане экономят за счет покупки более дешевых машин. Если раньше они брали кредит и покупали иномарку, то теперь тратят собственные накопления и покупают продукцию АвтоВАЗа. Причем речь далеко не всегда идет о какой-то целенаправленной экономии — покупают то, на что хватает денег, а их сейчас у населения не так много, — комментирует ситуацию аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
— В десятке лидеров по итогам первого полугодия находились семь автомобилей российского производства, цены которых находятся в диапазоне $12-16 тыс. При этом на пятерку лидеров продаж приходится 25% рынка в натуральном выражении, а это четыре модели АвтоВАЗа и Focus, наиболее ходовые модели которого стоят не дороже $20 тыс.
«Люди действительно не стали покупать объективно более дорогие модели», — соглашается директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По словам эксперта, основу продаж в первом полугодии 2009 года составляли модели прошлого года выпуска. Эти машины продавались еще по прошлогодним ценам.
«Простой пример: в этом году Mazda3 предпоследнего поколения продавались по ценам прошлого октября — около 500 тыс. руб. Автомобили распродавали очень быстро. Затем цену подняли, и продажи тут же встали», — отмечает он.
При расчете важным моментом стал рост курса доллара по отношению к рублю — доллар подорожал на 40%. Иномарки в рублях подорожали в среднем на 20%. «То есть даже в тех случаях, когда в рублях дилеры поднимали цены, в долларах стоимость машины оказывалась ниже — в среднем на те же 20%», — поясняет Целиков.
Новый Lancer сегодня не в фаворе, производитель возвращается
к «классике»
Сильнее всего просел сегмент автомобилей, предназначенных для среднего класса, — это достаточно дорогие японские модели, такие как Lancer X, Corolla, Qashqai. Так, по данным за первые 6 месяцев 2009 года, десятый Lancer рухнул с шестой позиции до 19-й (данные Ассоциации европейского бизнеса).
Для того чтобы выжить в условиях кризиса, производители вынуждены принимать меры.
Так, на российский рынок вернулся Mitsibishi Lancer предпоследнего, девятого поколения. Теперь он будет продаваться под именем Lancer Classic.
«Модель до сих пор производится в Японии. Мы приняли решение возобновить ее продажи в России, так как именно такой автомобиль сейчас нужен отечественным автовладельцам», — заметил руководитель службы по связям с общественностью компании в России Кирилл Устинов.
«В кризис потребители отдают предпочтение дешевым автомобилям, что сказывается на средних ценах продаж. В принципе, это нормальная ситуация во время кризиса. Аналогичные тренды имеют место в Европе и США. Для рынка это означает, что его объем в денежном выражении будет сокращаться быстрее, чем в натуральном», — считает Константин Романов.
Те автопроизводители, которые менять модельный ряд не готовы, разрабатывают специальные «антикризисные» модификации. Так, с августа продажи low-cost-модификаций двух своих моделей — Matiz и Nexia — начнет Uz-Daewoo, сообщают «Ведомости».
Производитель сэкономит на более простой отделке салона, кроме того, у этих машин не будет ряда опций, доступных в обычных базовых комплектациях: задних брызговиков, магнитолы, обогрева стекол.
Тенденция покупать более дешевые автомобили четко проявилась в Европе: здесь в связи с кризисом увеличили долю продаж на рынке корейские марки KIA и Hyundai.
В России спрос также смещается в сторону более бюджетных автомобилей, что подтверждается ростом рыночной доли Renault Logan. В мае и июне модель стала самой продаваемой иномаркой в России, сместив с этой позиции Ford Focus.
Анатолий Тартаковский
Анатолий Тартаковский, директор компании «Сакура-Моторс» сказал РЕКЛАМЕ-МАМЕ, что внимание красноярцев сейчас привлекают малолитражки как наиболее доступные по цене.
«Из Японии сейчас доставляются в основном два типа подержанных автомобилей — малолитражки и почти новые, достаточно дорогие автомобили того качества и комплектации, который клиент не может себе позволить себе купить новыми у дилера, — отметил Анатолий Тартаковский, тем самым подтвердив, что и красноярские автовладельцы начали экономить.
Но уж если они решились купить не подержанную иномарку, а новую отечественную, то выбирают, что подороже.
Дарья Пряжникова, маркетолог компании «Красноярск-Лада» в разговоре с корреспондентом РЕКЛАМЫ-МАМЫ отметила, что красноярцы активно покупают у них самые дорогие отечественные автомобили Lada Kalina и Lada Priora, не забывая, впрочем, о традиционных «семерках» и «девятках».
При этом Анатолий Тартаковский отметил, что рыночная торговля подержанными иномарками очень сильно просела — и называет впечатляющую цифру 90%. Подобную картину — отсутствие покупателей и скучающие продавцы — увидели на авторынке Гайдашовка корреспонденты 7 канала.
По их информации, ввозить японские машины через Владивосток стало гораздо дороже, а продать потом невозможно. «Прошлым летом чаю было некогда попить, один за другим покупатели шли. Сейчас машина может простоять шесть месяцев», — прокомментировал ситуацию автоперегонщик Максим Майорчик.
В автосалонах же наблюдается оживление.
Популярной стала услуга trade in (машина покупателя принимается в зачет стоимости новой). Анатолий Тартаковский объясняет это тем, что весной было отменено двойное налогообложение НДС. «Раньше, если дилеры покупали машину у физического лица, то она становилась на 17% дороже — сейчас схема trade in стала более прозрачной, понятной и простой, — рассказал г-н Тартаковский, — а приобретение машины по этой схеме стало более выгодным».
Lada Priora пришлась
красноярцам по душе
Не стоит также забывать и о новых правительственных мерах по поддержке российского (в самом широком смысле этого слова) автопрома (см. подробнее «Стимуляция при деградации»).
Благодаря им в льготный список кредитования Минпромторг добавил еще 21 автомобиль. Теперь под господержку попадают такие модели как Fiat Albea, Fiat Doblo, Ford Focus, Skoda Fabia, Skoda Octavia и другие.
Похоже, наш авторынок семимильным шагами движется к цивилизации. Только бы кризис пережить.