Чем сильнее кризис, тем больше россияне доверяют государству и не верят в частный бизнес.
Чем сильнее кризис, тем больше россияне доверяют государству
По данным последнего опроса ВЦИОМ, в целом 82% россиян одобряют национализацию крупных предприятий для преодоления кризиса.
Для сравнения, в начале кризиса, в октябре 2008 г. число сторонников возвращения предприятий в госсобственность составляло всего 58%.
Также снизилось и чисто тех, кто категорически не согласен с национализацией — с 7% в октябре 2008 г. до 2% в июне 2009 г.
Понятно, что больше всего сторонников национализации среди жителей малых населенных пунктов (84-86%) и среди малообеспеченных сограждан (86%). Думается, что если бы опрос проводился исключительно среди жителей Пикалево, Тольяти или других моногородов, то исследователи получили бы цифру близкую к 100%.
Несомненно, «пикалевская история» и публичное «нагибание» бизнеса сильно повлияли на умонастроения общества, и без того не слишком доверяющего «олигархам», нажившим свое богатство в «преступные 90-е». А после того как вся страна увидела, что в трудные времена крупный бизнес готов с легкостью бросить людей на произвол судьбы, в буквальном смысле выбросить на улицу, россияне только утвердились в своем ощущении «нелегитимности» частного крупного бизнеса в принципе.
Ну а поскольку государство все-таки худо-бедно справляется со своими основными функциями социальной поддержки и помощи гражданам, в трудные времена население все больше склоняется к усилению его роли и в экономики страны в целом.
Справедливости ради необходимо отметить, что экономику страны уже с натяжкой можно назвать частной. По данным Минэкономразвития, доля государственного участия в экономике России составляет порядка 45-50% ВВП. Речь идет о всех формах участия, в том числе о госкорпорациях, долях государства в крупнейших компаниях — «Газпроме», «Роснефти», Сбербанке и других.
Таким образом, «национализация» подразумевает лишь определенные оставшиеся громкие имена вроде Дерипаски, Абрамовича, Потанина, Прохорова, Алекперова и других. Но будем надеяться, что они усвоили все уроки. Как «лондонско-иммигрантский», так и «пикалевский», а закоренелым упертым двоечникам следует вспомнить «урок Ходорковского».
Впрочем, еще в самом начале кризиса Владимир Путин заявлял, что национализации экономики страны не произойдет. Скорее всего, так оно и будет. Государство не намерено полностью взваливать на себя абсолютно все проблемы бизнеса, как чисто экономические, так и социальные.
Просто в период проблем будут пристальней и еще жестче следить за негласными правилами игры между крупным бизнесом и государством. С другой стороны — в России грань между этими двумя субъектами весьма призрачна.
Впрочем, этого «народу» не объяснишь.