Александр Хлопонин предложил федеральному правительству ввести механизм государственного субсидирования ставок на ипотечные кредиты. Такая мера, по словам губернатора, позволит стабилизировать ситуацию в строительной отрасли и оживить рынок ипотечного кредитования.
Управляющие банков и аналитики назвали предложенную меру положительной, однако отметили, что для действительной ее реализации нужно конкретизировать механизм выдачи субсидий.
Александр Хлопонин знает,
что делать с ипотекой
Губернатор Красноярского края на заседании Совета по реализации национальных проектов и демографической политике, прошедшее под руководством Дмитрия Медведева, принял участие в обсуждении проблем строительной отрасли и предложил ряд решений.
По словам г-на Хлопонина, в начале текущего года из-за падения спекулятивного спроса на рынке жилья в строительной отрасли края был зафиксирован спад производства на 30–40%.
«Мы стабилизировали ситуацию в строительной отрасли за счет того, что из федерального бюджета было выделено более 2,5 млрд. рублей через фонд содействия ЖКХ на реализацию программы по ветхому и аварийному жилью, на ремонт подъездов, на строительство квартир военным и ветеранам. Тем не менее, есть ряд проблем, без решения которых отрасль развиваться не сможет», — отметил губернатор Красноярского края.
Он уточнил, что население не может брать ипотечные кредиты под 18% годовых, и предложил решить эту проблему введением программы государственного субсидирования процентной ставки ипотечного кредитования. В этой программе должны участвовать и Федерация, и регионы по принципу совместного финансирования. Деньги для реализации этой инициативы у края есть, вопрос только в поддержке из федеральной казны.
«В бюджете Красноярского края уже заложено 150 млн. рублей на субсидирование процентной ставки по ипотеке, это позволит снизить ставку в крае до 12%. Однако рынок ипотеки оживет, только если ставка опустится до 7–8%. Этого невозможно добиться без участия Федерации», — считает Александр Хлопонин.
Участники рынка отметили, что данная мера в первую очередь поможет населению легче кредитоваться, а значит, возымеет ожидаемые результаты.
Николай Яблоков положительно оценивает субсидирование ипотеки
«Для банков, по сути, не важно, будут ли проценты по ипотечному кредиту уплачиваться полностью заемщиком или частично за счет государственных субсидий, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ заместитель управляющего филиалом Газпромбанка в Красноярске Николай Яблоков.
— Однако, как показал опыт работы с материнским капиталом, наши граждане активно пользуются новыми открывающимися возможностями для улучшения своих жилищных условий. Поэтому можно смело предположить, что запуск механизма субсидирования будет способствовать развитию ипотечного кредитования».
По словам Николая Яблокова, рост процентной ставки по всем ипотечным программам за год составил в среднем 3—3,5%, а спрос на ипотечные кредиты упал в разы. «Сейчас ставка по нашему кредиту на приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости варьируется от 15,5 до 17,5% в зависимости от срока и категории заемщика.
Относительно высокая ставка компенсируется невысокой комиссией (менее 1%) при выдаче кредита, что является достаточно выгодным для заемщиков, планирующих досрочные гашения по кредиту. Падение спроса на ипотечные кредиты характерен для всех регионов России — в среднем объем уменьшился в 7-8 раз по сравнению с 2008 годом. Газпромбанк здесь не исключение — ежемесячный объем выдач по филиалу в 2009 году снизился со 100 до 15 млн. рублей», — отмечает г-н Яблоков.
При этом аналитики отмечают, что даже если инициатива будет принята, то все равно остается много вопросов о функционировании госпрограммы. Так, например, с увеличением процентной ставки на ипотеку выросли и требования к заемщикам, к их платежеспособности, и изменять ли требования к ним с введением программы субсидирования, для банков большой вопрос, ведь с послаблением требований претендовать на ипотечные кредиты смогут граждане с сомнительной платежеспособностью.
«В нашем понимании решение об определении размера субсидий по конкретной программе принимается каждый год при согласовании бюджета соответствующего уровня. На 2010 год субсидии по ипотеке могут быть одобрены, а на 2012, например, — нет.
Вопрос — как кредитующему банку учитывать эти средства при расчете платежеспособности, — рассуждает Николай Яблоков. — Хотя в принципе опыт такой работы в ГПБ есть, когда между банком и субсидирующей организаций подписывается договор, обязывающий последнюю нести платежные обязательства до определенного периода, но не ранее гашения всех ипотечных кредитов ее сотрудников».
У
Анастасии Потёкиной возникло много вопросов
«На первый взгляд — мера отличная. Возможно для кого-то, с учётом упавших цен на квадратные метры, снижение стоимости ипотеки станет возможностью решить жилищный вопрос. Но информация, распространённая в СМИ, грешит отсутствием ряда деталей, — комментирует ситуацию для РМ руководитель портала «Финансист» Анастасия Потёкина.
— Хочется подробностей. Будет ли возмещаться ставка напрямую физическими лицам или банкам? Со всеми ли банками, выдающими кредиты на покупку жилья, будет сотрудничать правительство в процессе реализации меры? Как долго будет работать мера (напомню, ипотечный кредит даётся минимум на 10 лет, реально — на 15–20–25 лет)? По каким условиям будет приниматься решение о том, дать или не дать субсидию данному конкретному заёмщику? Но это всё детали.
А в целом, надеюсь, в правительстве действительно трезво и вдумчиво просчитали, стоит ли тратить средства и без того дефицитного бюджета на восстановление строительной отрасли, спад которой был вызван падением спекулятивного спроса на рынке жилья».